КАФЕДРА ПСИХОЛОГІЇ І ТУРИЗМУ КНЛУ Електронний підручник “Основы психологии” (рос)

Електронний підручник “Основы психологии” (рос)

 

→ ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Раздел 2. Психические процессы человека

Глава 6. Мышление

6.1. Общая характеристика мышления

 

Мышлениеэто психический процесс, который обеспечивает способность сопоставлять, сравнивать, т.е. анализировать полученные в непосредственном ощущении и восприятии образы, соотнося их с образами памяти, и из этого анализа делать выводы о происходящем.

Психологическая сущность мышления состоит в том, что этот психический процесс позволяет живому существу познавать мир не только пассивно, но и действовать в нем; не только субъективно, но и объективно, т.е. в собственной логике мира.

Благодаря этим свойствам мышления, живое существо, психика которого наделена мышлением, способно решать задачи, т.е. находить такие способы действий и узнавать такие стороны явлений, которые не даны им непосредственно в ощущении и восприятии. Более того, мышление позволяет предвосхищать развитие событий.

Мышление, таким образом, выходит за пределы непосредственного психического отражения. Мышление отражает не просто отдельные предметы и явления и их свойства, но отражает связи между предметами, явлениями и их свойствами. А человеческое мышление, в отличие от мышления животных, способно обеспечить познание сущностных связей, т.е. тех, которые составляют истинную природу вещей: законы и принципы их существования.

Человеческое мышление, в отличие от мышления животных, обладает целым набором свойств, позволяющих ему обеспечить безграничность человеческого познания.

Это, во-первых, тесная связь человеческого мышления с речью и языком; это, во-вторых, социальная природа мышления; это, в-третьих, обобщенность и опосредованность человеческого мышления; это, в-четвертых, существование особых законов мышления – его внутренней логики, что и делает возможным познание вещей, которые вообще не могут быть восприняты, например, элементарные частицы, и о которых можно только мыслить.

Таким образом, человеческое мышление есть высший психический процесс, обеспечивающий познание мира в его самых сокровенных и сущностных свойствах.

 

6.2. Мышление и речь

 

Для мыслительной деятельности человека существенна его тесная взаимосвязь с языком и речью. Именно эта взаимосвязь принципиально отличает человеческую психику от психики животных. Мышление животных остается в пределах непосредственного отражения действительности, в пределах оперирования ощущением и восприятием с опорой на память.

Человеческое мышление, благодаря тому, что те или иные свойства предметов можно обозначить словом, способно к отвлечению (абстрагированию) от непосредственной данности и к оперированию словом как орудием мышления. В слове закрепляется накопленный познавательный опыт. Слово как знак языка и орудие речи служит инструментом для оформления мысли, т.е. ее формулирования. Таким образом, благодаря языку и речи мысль одного человека становится доступной другому. Иными словами, человеческое мышление, существуя и закрепляясь благодаря речи, в языке, становится достоянием всех, т.е. социальным.

 

6.3. Социальная природа человеческого мышления

 

Органическая связь мышления с речью и языком одновременно и формирует и вскрывает общественно-историческую, культурно обусловленную, т.е. социальную природу мышления. Социальная природа мышления проявляется в том, что люди, усваивая язык, овладевая речью, непроизвольно усваивают и базисные представления о мире, т.е. первоначальные суждения о жизни. Таким образом, они усваивают готовые формы мысли. Кроме того, овладевая систематическими знаниями в процессе получения образования, человек овладевает системой взглядов, способами рассуждения и тем уровнем знаний, которые доступны ему в данное время. Это означает, что человек не открывает мир знаний, а основывается на результатах мышления конкретных людей, живших до него. Так происходит развитие человеческого сознания, с опорой на прежние достижения человечества. Таким образом, человеческое мышление имеет своей предпосылкой достижения человеческой мысли, а физиологической основой – мозг, сформированный в процессе эволюции человека. Природа человеческого мышления социальна потому, что и в своих предпосылках, и в своем порождении, и в своих перспективах способы и результаты человеческого мышления порождаются человечеством и служат будущим поколениям. Как уже говорилось выше, именно язык является универсальной основой социальности человеческого мышления, поскольку в языке закрепляются и передаются результаты мышления от человека к человеку, в том числе – будущим поколениям людей.

 

6.4. Развитие мышления: от животных к человеку

 

В своем развитии мышление проходит несколько стадий. В психике животных мышление основывается на сопоставлении первичных образов ощущений и восприятий (первая стадия), на сопоставлении вторичных образов ощущений и результатов (образов памяти), а также на способности использовать предметы в функции вспомогательных средств для оперирования с иначе недоступными объектами. Так, обезьяна может с помощью палки достать банан, до которого она не может дотянуться рукой. Но мышление животных ограничивается действиями с образами и отдельными предметами в конкретной ситуации, данной в ощущении и восприятии. Кроме того, животное оперирует с предметами путем ситуативных проб.

У человека потенциал мышления неизмеримо возрастает прежде всего за счет громадных различий в строении и развитии головного мозга, ведь только вес человеческого мозга в 4 раза больше чем вес мозга орангутанга. Именно мощность мозговых структур, огромное количество нейронов в человеческом мозге делает возможной тончайшую координацию и дифференциацию в работе анализаторов, создает способность к различению малейших отличий в предметах и явлениях.

Недостаточной способностью к тонкому различению объясняются особенности примитивного мышления на ранних этапах развития ребенка и на доцивилизационном уровне развития человечества, которые называются синкретичностью.

Синкретичность – это нерасчлененность первоначальных впечатлений, когда, например, ребенок словом «папа» обозначает и отца, и принадлежащие ему вещи: расческу, часы, туфли. Малонезийцы острова Бисмарка одним и тем же словом называют дождь, капли дождя, мокрые следы на земле, капель. Рисунки маленьких детей отличаются отсутствием деталей. Все это свидетельствует о том, что первичной, примитивной формой мышления является нерасчлененная познавательная структура – синкрет.

Синкрет представляет собой обобщенное представление о предметах или явлениях одного ряда, которым уже можно оперировать, обозначая его, но которое еще не поддается сравнению (сопоставлению с другими) и анализу (расчленению по присущим ему признакам и компонентам) в силу того, что отсутствует способность к тонкому различению отдельных составляющих данного предмета или явления.

Итак, мышление начинается с распознавания. Затем мышление предполагает способность удержать, закрепить полученный результат (т.е. опирается на память) и использовать предметы как вспомогательные орудия в жизненной ситуации. Как мы видим, с самого начала мышление предполагает активные, пробные действия живого существа.

Следующий этап развития мышления – манипуляция с предметами путем случайных и пробных действий. Именно на этой стадии развития мышления формируется способность к так называемому двухфазовому действию, при котором вначале осуществляется пробное действие, затем в мозгу строится образ желаемого действия и затем осуществляется результативное действие, направленное на решение задачи.

Дальнейший этап развития мышления предполагает соединение синкрета с его обозначением – словесным знаком. Это ведет к действию уже не с предметами, а с обозначением предметов, т.е. со знаками, означающими предметы и явления. Данный этап знаменует переход к собственно человеческому, хотя и примитивному, мышлению.

Это и есть первый шаг к качественно новому уровню развития психики – сознанию. Сознательная форма психического отражения отличается от досознательных тем, что в нем происходит опосредование психического отражения языковыми значениями. Это означает, что синкретичность доязыкового мышления сменяется его дискретностью, т.е. способностью различать и фиксировать с помощью множества слов различные признаки предметов и явлений. Далее, диффузное, нерасчлененное представление сменяется конкретным и определенным образом (перцептом), закрепленным определенным же словом. Затем перцепт дифференцируется, обогащаясь определенными и более точными значениями слова. И, наконец, на основе дискретных, расчлененных, определенных, закрепленных за языковыми значениями предметов и явлений, происходит их оформление в инвариантную когнитивную структуру – понятие.

Оформление понятий, т.е. устойчивых (вскрывающих сущностное отличие данного явления или предмета от другого) познавательных (когнитивных) структур, закрепленных с помощью языка за определенными значениями, составляет собственно человеческую, культурную основу развития мышления.

 

 

6.5. Психологическая специфика человеческого мышления

 

Многие исследователи выделяют у человека два принципиально разных уровня мышления. Конкретное, основанное на более древних мозговых структурах и абстрактное, продукт активности более молодых в эволюционном аспекте областей коры.

Первый, конкретный уровень мышления, сводится к непосредственным, как бы «вынужденным» реакциям человека на ситуации и объекты, либо к нечетким, самым приблизительным впечатлениям от происходящего.

Второй, абстрактный уровень мышления, предполагает избирательное и произвольное выделение отдельных свойств объектов и ситуаций, отношений между ними и формирования на языковой основе иерархии смыслов, объясняющих сущность познаваемых вещей.

Мышление психически здорового человека может быть и конкретным, и абстрактным. Но мышление психически больного с поражением наиболее молодых областей коры ограничено только конкретным мышлением.

Абстрактное мышление характеризуется следующими особенностями: 1) способностью отделять свое «Я» от своих внутренних переживаний и от внешнего мира; 2) произвольностью, т.е. способностью к самостоятельному умственному усилию (думаю, т.к. хочу думать); 3) способностью объяснить себе свои собственные действия; 4) способностью переключаться с одного аспекта ситуации на другой; 5) способностью удерживать в уме разные стороны ситуации; 6) способностью к рассмотрению отдельных сторон цельно и рассмотрению их в единстве друг с другом, во взаимозависимости; 7) способностью устанавливать понятия и мыслить понятиями, т.е. обобщенными в слове совокупными и сущностными знаниями, сгустками смыслов; 8) способностью мыслить с опорой на символы (например, если А=В, а В=С, то А=С).

Конкретное мышление зеркально противоположно всем признакам абстрактного. Именно сейчас вы, уважаемый читатель, станете мыслить абстрактно, если к каждому из перечисленных выше восьми суждений добавите частицу «не», чтобы получить описание характеристик конкретного мышления.

Высший уровень развития абстрактного мышления называется теоретическим. Этим мышлением пользуются ученые, работающие в фундаментальных научных областях, т.е. таких, которые исследуют основополагающие законы движения и существования материи.

Высший уровень развития конкретного мышления называется эмпирическим. Им пользуются люди в повседневной жизни при решении текущих житейских и производственных задач (ремонт автомобиля, решение конфликта с женой и т.п.), а также исследователи, работающие в прикладных областях науки, т.е. в тех, где решаются частные научные задачи (например, разработка оптимальных методов сушки сухарей и т.п.).

 

6.6. Логические аспекты мышления

 

Логика – наука, которая занимается исследованием того, как мыслить правильно. Она исследует основные логические формы мышления и правила вывода одних мыслей из других.

В логике выделяется три формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – это обобщенная форма мысли о предмете или явлении, отражающая их сущность, например: студент, дом, автомобиль. Сущность понятий в том, что когда люди мыслят ими, они всегда думают и понимают одно и тоже: студент – это учащийся университета, а не школы; дом – это здание, в котором живут люди, а не животные; автомобиль – это самодвижущаяся машина, а не телега с крыльями и т.п.

Суждение – это форма мысли, в которой отражаются связи между предметами или их свойствами. Например: «земля имеет форму шара», «Киев – столица Украины» и т.п.

Умозаключение – это форма мышления, которая позволяет из одного суждения вывести (получить) другое. А простейший алгоритм вывода называется силлогизм.

Примеры:

1) «Все люди – смертны. Сократ – человек. Следовательно, Сократ – смертен».

2) «Города, в которых работают правительства своей страны, называются столицами. В Киеве работает правительство этой страны. Следовательно, Киев – столица».

В логике давно и тщательно изучены различные правила вывода из одних суждений других, т.е. алгоритмы умозаключения.

Наиболее простые из них: индукция, дедукция и аналогия.

Индукция – это умозаключение от частных суждений к общему. Например: «медь при нагревании расширяется, железо при нагревании расширяется, латунь при нагревании расширяется. Следовательно, металлы при нагревании расширяются».

Дедукция – это умозаключение от общего суждения к частному. Например: «Все студенты, у которых высокий рейтинг, трудолюбивы. У Петра рейтинг высок. Следовательно, Петр трудолюбив».

Аналогия – это умозаключение на основе частичного сходства явлений. Например: «Горы на Луне по форме похожи на затухшие вулканы на Земле. Следовательно, причины появления лунных гор могут быть те же: тектоническая активность ядра Луны». Заключения по аналогии нуждаются в подтверждении другими доказательствами.

Логика выделяет следующие мыслительные операции, с помощью которых осуществляется процесс мышления: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, систематизация, обобщение.

Сравнение – это фиксация в форме суждения сходств и отличий предметов, явлений и их признаков.

Анализ – это расчленение предмета, мысленное, в рассуждении, или практическое на элементы и их изучение.

Синтез – это построение целого из заданных частей, как в игрушках «Puzzle» (загадки).

Абстрагирование – это выделение одной какой-либо стороны явления и рассмотрения ее отдельно, хотя в действительности самостоятельно она не существует. Например, в этой главе мы рассматриваем процесс мышления в отдельности, хотя в реальности он осуществляется только в сочетании со всеми другими психическими процессами.

Систематизация – расположение предметов или явлений в определенном порядке, в соответствии с некоторым принципом. Так, русский ученый Д.И. Менделеев расположил все известные химические вещества в порядке возрастания их атомного веса, что позволило понять принципы открытия новых химических элементов.

Обобщение – это мыслительная логическая операция выделения признака, общего и существенного для целого ряда предметов или явлений, и на этой основе формирование понятия как инвариантной структурной единицы мышления. Так, выделяя в различных задачах на счет и измерение величины общее им всем действие «измерение» и его выражение «меру», школьник обобщает их в понятие «число». «Число» есть универсальная мера вещей.

Однако логические формы мышления и логические операции не отражают реального процесса мышления, его психологии. Как говорил немецкий философ Георг Гегель, знание законов мышления так же мало помогает самому процессу мышления, как знание законов пищеварения – процессу переваривания пищи. Рассмотрим поэтому реальность мышления как психического процесса в решении задач.

 

 

6.7. Мышление в решении задач

 

Мышление начинается там, где перед человеком возникает проблемная ситуация, которая характеризуется тем, что в ней не даны все необходимые условия для ее решения. Их надо отыскать с помощью мышления.

Реальный процесс мышления начинается с анализа того, что нам известно, а что не известно, не дано в условиях проблемной ситуации. Здесь, как только удается отделить известное от неизвестного, проблемная ситуация переопределяется в задачу. Задача есть проблема с конкретными условиями.

Следующий этап – это определение этапов решения, выдвижение гипотез, т.е. предположений о возможных путях решения задачи.

Само решение может иметь характер перебора вариантов, случайных попыток или внезапного озарения. Этот, третий этап, определяется тактикой решения.

Четвертый, заключительный, этап представляет собой проверку полученного результата путем сопоставления с исходными условиями. Главные стратегии мышления при решении задач, это: случайный перебор вариантов, т.е. путем проб и ошибок; рациональный перебор, т.е. определение типологии задачи, сужение круга поисков до нахождения ключевого момента; систематический перебор, когда человек охватывает своим умом всю совокупность возможных гипотез, а не только наиболее подходящие. Это – самая фундаментальная стратегия. Интуиция, или озарение, когда, мгновенно обобщая все признаки и условия правильного решения человек открывает требуемый способ умственных действий.

 

6.8. Виды мышления и качество ума

 

В психологии различают следующие виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Наглядно действенное мышление генетически наиболее раннее. С этой стадии начинает развиваться мышление младенца. Наглядно-действенное мышление в своем высшем развитии присуще людям профессий, требующих практического анализа, думанья, относящегося к предметам и действию с ними в пространстве: конструкторам, механикам.

Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение мыслительной задачи происходит с помощью оперирования предметами, включая в себя действование и манипулирование с образами этого оперирования. Сравнение, анализ, обобщение в этом виде мышления осуществляется на основе предметно-практических процедур.

Наглядно-образное мышление – это мышление, которое опирается именно на образ как целостное представление о предмете или явлении и оперирует, прежде всего, образами. Наглядно-образное мышление свойственно, прежде всего, художникам, актерам, поэтам, людям искусства.

Роль наглядно-образного мышления состоит в том, что оно позволяет человеку красочно, ярко и разнообразно отражать жизнь. Важной особенностью наглядно-образного мышления является установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств.

Словесно-логическое мышление – это вид мышления, который отличается опорой на понятия, т.е. на оформленные в словах значения предметов и явлений, которые не имеют прямого чувственного основания. Словесно-логическое мышление осуществляется на базе языка и использует логические конструкции (силлогизмы). Представляет собой наиболее поздний этап исторического развития мышления. Именно в словесно-логическом мышлении формируются различные виды обобщений.

Мышление людей подчиняется общим психологическим закономерностям и одновременно характеризуется индивидуальными отличиями, которые называются качествами ума, иными словами ум – это индивидуально-психологическая характеристика мышления конкретного человека.

Наиболее существенными качествами человеческого ума являются: самостоятельность, критичность, гибкость, глубина, широта, последовательность и скорость.

Самостоятельность проявляется в умении человека увидеть проблему, поставить вопросы, сформулировать задачу и решить ее своими силами.

Критичность – свойство ума, сущность которого проявляется в способности человека объективно оценивать положительные и отрицательные аспекты тех или иных явлений, тщательно и бесстрастно проверять истинность решений.

Гибкость – это свойство ума, которое позволяет человеку быстро пересматривать свои решения и действия, а также стратегию решения задач, находить новые, нестандартные способы действий.

Глубина ума – это такое его свойство, которое позволяет человеку проникать в сущность происходящего, видеть проблему там, где другие ее не замечают, и находить решения, которые исчерпывают проблему, а также прогнозировать развитие событий.

Широта ума – это способность человека охватить, осмыслить разнообразные аспекты явлений и проблем, мыслить о многом, и не только в пределах одной области знаний. Широта ума обеспечивает интеллектуальную разносторонность человека, его эрудированность.

Последовательность ума – это способность человека строго придерживаться порядка мыслей, не подменять предмет мышления, рассматривать задачу в соответствии с определенным планом, не допуская противоречивости и сбоев в способах рассуждения.

Скорость ума – это быстрота мыслительных операций и принятия решений. Скорость ума не следует смешивать с поспешностью и суетливостью, свойственных необоснованным решениям. Скорость ума зависит от знаний, умения мыслить, гибкости и подвижности нервных процессов.

Все качества человеческого ума проявляются и формируются в деятельности. Развитие мышления бесконечно, как бесконечен процесс познания бесконечной Вселенной.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Дайте определение понятию «мышление».

2. Приведите четыре основных свойства человеческого мышления, отличающие его от мышления животных. Укажите главную особенность теоретического мышления.

3. Обоснуйте социальную природу человеческого мышления.

4. Опишите основные этапы эволюции мышления от животных к человеку.

5. Дайте характеристику двух основных уровней мышлении и перечислите их особенности.

6. Назовите и охарактеризуйте основные формы мышления, принятые в логике.

7. Охарактеризуйте и приведите примеры простейших алгоритмов умозаключения, а также мыслительных операций.

8. Дайте описание этапов мышления при решении задач.

9. Приведите примеры профессий, требующих различных видов мышления.

10. Обоснуйте, какими качествами ума должен обладать современный гуманитарий.

 

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Общая психология. / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1986.
  2. Брушлинский А.В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. – М.: Педагогика, 1983.
  3. Петухов В.В. Психология мышления: Учебно-методическое пособие. – М.: МГУ, 1987.
  4. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: МГУ, 1984.
  5. Коул М., Скритнер С. Культура и мышление. Психологический очерк. – М: Наука, 1972.
  6. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии. – М: Мысли, 1974.
  7. Хомский Н. Язык и мышление. – М.: Прогресс, 1972.
  8. Выготский Л. С. Мышление и речь: Собр. соч. в 6 томах. Т. 2. – М.: Педагогика, 1982.
  9. Леонтьев А. А. Язык и разум человека. – М.: Педагогика, 1965.

→ ОГЛАВЛЕНИЕ