КАФЕДРА ПСИХОЛОГІЇ І ТУРИЗМУ КНЛУ Електронний підручник “Основы психологии” (рос)

Електронний підручник “Основы психологии” (рос)

 

→ ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Раздел 2. Психические процессы человека

Глава 8. Воображение

8.1. Общая характеристика воображения

 

Воображение, или фантазия – это психический процесс, сущность которого состоит в создании новых образов (предметов, явлений и ситуаций) на основе комбинирования и преобразования представлений, имеющихся в памяти.

Воображение, как и речь, свойственно только человеку. Воображение и существует благодаря речи, т.к. речевой знак несет в себе идеальную сторону отражения, а именно: имя вещи, явления. Воображение есть свойство психики реагировать не на предмет, а на имя предмета, развертывая в сознании человека образ самого предмета или их совокупность. Таким образом, воображение является процессом, основывающимся на речи и памяти.

Поэтому чем больше знает человек, чем больше он развит, тем богаче его воображение. С другой стороны, если у человека богатое воображение, но оторвано от реальности, не связано с его практической (научной, художественной, производственной, общественной, житейской) деятельностью, тогда оно становится болезненным. Такое, нездоровое, воображение уводит человека от жизни в вымышленный мир фантазии, основное назначение которого – компенсаторное замещение жизненных неудач придуманными, воображенными иллюзиями.

Значение воображения для человеческой психики огромно. Оно обусловлено, во-первых, направленностью воображения на удовлетворение очень важных потребностей человека, таких как познание, самоутверждение, потребность в достижениях, в приключениях. Вот почему дети так любят сказки, эти придуманные и передающиеся из поколения в поколение приключения принцев, богатырей, рыцарей, царевен, этот воображаемый мир, населенный добрыми и злыми феями, зверями-друзьями и коварными волшебниками. Ведь ребенку недоступен еще настоящий сложный и огромный мир. Но зато по мере усвоения языка, т.е. овладения словесным знаком, ребенок открывает возможность воображаемой жизни в идеальных, т.е. основанных на слове событиях. Он научается различать добро и зло, смелость и трусость, верность и вероломство. Другими словами, научается жить вначале в виртуальном мире. А затем, получив первоначальную ориентировку в воображении, осваивает и мир реальный.

Во-вторых, воображение – это основа творчества. Ведь человек способен именно вообразить, придумать то, чего никогда не было на практике, и затем реализовать воображаемое в действительности. В сущности, вся человеческая культура и цивилизация есть следствие воплощения в жизнь чаяний и стремлений человечества, вначале появившихся в воображении. Так были созданы бессмертные трагедии Софокла и Шекспира, великие романы Достоевского и Толстого. Так в нашей жизни появились автомобили и самолеты, телевидение и радио, реальностью стали космические путешествия.

В основе воображения лежат представления, т.е. образы предметов и явлений, некогда воспринятые человеком.

Представления менее отчетливы, чем восприятия, они носят более обобщенный характер. Представляя, например, розу, мы вызываем в сознании не один конкретный цветок, а некий обобщенный образ или же сразу множество образов. Это и есть представление.

Представления подвижны, изменчивы. Они делятся по видам анализаторов, как ощущения и восприятия, т.е. представления бывают зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, двигательные и т.д.

Кроме того, представления разделяют по той роли, которую в них играют два основных процесса, лежащие в основе воображения: память и речь. По этому признаку разделяют представления памяти и представления фантазии, т.е. те, которые основаны на использовании виртуальных возможностей идеальной стороны речевого знака. Если представления памяти содержат образы воспринятого ранее, то представления фантазии являются производным от побудительной и сигнификативная функция речевого знака. Достаточно сказать кому-то: «представь себе мартышку с мобильником в кабриолете» и этого достаточно, чтоб возникло фантазийное представление, хотя до этих слов в памяти его не было.

Кроме того, представления делятся на единичные и общие. Представление о памятнике княгине Ольге в Киеве – единичное, а представление о книге как таковой – общее.

Представление – это кирпичики, переходная ступень к воображению, в котором они комбинируются и преобразуются, формируя его образный ряд.

И точно так же воображение – важнейшая ступень в формировании и функционировании других высших психических процессов, – венцом которых является сознание.

 

8.2. Физиологические основы воображения

 

Как и все психические процессы, воображение обусловлено активностью головного мозга, его коры. В ней замыкаются связи при восприятии и закреплении впечатлений от окружающего мира. Когда человек перестает воспринимать предмет, состояние возбуждения в определенных центрах коры остается в виде «следа». Такое «следовое» возбуждение нейронов одного анализатора комбинируется в том или ином сочетании с возбуждением другого анализатора. Образование подобных ассоциативных связей в коре головного мозга человека и есть физиологическая основа воображения. При этом определенную роль играют и подкорковые центры, в частности, гипоталамус. Эта структура нижних отделов головного мозга участвует в построении последовательно сменяемых возбуждений при их взаимопереходах из первой сигнальной системы во вторую и наоборот. Возможность замены непосредственных раздражителей словесными обеспечивает такую аналитико-синтетическую деятельность мозга у человека, которая основывается на оперировании следовыми и непосредственно вызываемыми словесными знаками – тонко дифференцированными раздражителями. Так возникают образы не только прошлого, но и будущего, не только реального и вероятного, но и невероятного и нереального. Опережающим отражением назвал такую формулу психического отражения, обеспечивающего прогнозирование, предвидение (видение наперед) русский ученый П.К. Анохин.

«Многочисленные раздражения словом, – писал И.П.Павлов, – …удалили нас от действительности, и поэтому мы постоянно должны помнить это, чтобы не исказить наши отношения к действительности».

Именно благодаря тому, что воображение тесно связано со второй сигнальной системой, оно может оказывать глубокое и сильное физиологическое влияние на весь организм. Именно на этой связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапии.

Рассмотрим некоторые классические примеры.

Пример первый. Французский писатель Г. Флобер рассказывал, что описывая сцену смерти мадам Бовари, ощущал у себя во рту вкус мышьяка.

Пример второй. У студентов медицинских университетов распространен так называемый «синдром третьекурсника», когда, ознакомившись с симптомами целого ряда заболеваний, выучивая и представляя их, они начинают «обнаруживать» их и у себя.

Пример третий. Если человек только представляет себе движение какой-либо части собственного тела (руки, ноги, головы), но не производит на самом деле этого движения, в мышцах, отвечающих за требуемое движение, формируются нервные импульсы, которые регистрируются и при реальном выполнении движений. Это явление даже получило специальное название «идеомоторный акт», т.е. воображаемое действие.

Идеомоторный акт объясняет, отчего случается то, чего человек боится. Это легко понять из следующего эксперимента: вот спортсмен стоит на тонко сбалансированной площадке. Как только у него возникает представление, что он упадет, центр тяжести тела мгновенно смещается в ту сторону, в какую, по его представлению, он может упасть. Иными словами, всего лишь представление о падении вызывает тут же непроизвольное движение в сторону падения.

Вот почему так важно культивировать в себе образы положительного будущего, тренировать себя на достижение победы или, как минимум, не настраиваться на поражение.

 

8.3. Виды и приемы воображения

 

Различают следующие основные виды воображения: активное и пассивное.

Активное воображение – это воображение, которое представляет собой создание образов в связи с поставленной целью или возникшей задачей, т.е. позволяет до начала работы представить себе конечный результат. Активное воображение развивается в процессе труда, особенно, когда труд требует самостоятельных усилий, когда отсутствует необходимая информация, когда требуется инициатива и готовность добиться поставленной цели.

Активное воображение может быть воссоздающим и творческим.

Воссоздающее воображение – это воображение, образы которого основаны на заданном их описании. Так, воображение литературных героев при чтении книг – это воссоздающее воображение. Изучение географических карт и представление себе той или иной местности, – это воссоздающее воображение. Работа со стереометрическим материалом, изучение чертежей, объемных фигур – также воссоздающее воображение. Оно развивает художественное и пространственное мышление, обогащает образность психики.

Творческое воображение предполагает создание, конструирование новых образов, оригинальных идей, воплощенных в продуктах технической, научной, художественной или другой созидательной деятельности человека. Творческое воображение – драгоценный дар. Оно тесно связано с мышлением, с мыслительными операциями сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения. В творческом воображении ярко проявляется аналитико-синтетический характер мозговых процессов, свойственных этой функции психики.

Творческому воображению свойствен ряд приемов, т.е. устоявшихся способов создания новых образов.

Это агглютинация, аналогия, гиперболизация, акцентирование и типизация.

Агглютинация (от греческого слова «склеивать») – это прием соединения в одно целое частей из различных объектов. Например, образ русалки – туловище женщины и хвост рыбы; кентавр – торс мужчины и туловище быка. Этот же прием используется в технике (самолет-амфибия) и в искусстве (аккордеон – корпус баяна, клавиатура рояля) и т.д.

Аналогия – прием построения образа по принципу подобия. Например, по принципу подобия стрекозы был создан вертолет, по принципу подобия органу ориентировки летучей мыши был создан локатор.

Гиперболизация – прием, с помощью которого преувеличивая или преуменьшая что-то, добиваются максимальной выразительности идеи. Так, образ Гулливера – конечно гиперболизация, как и образ Мальчика-с-пальчика.

Акцентирование – выделение, выпячивание в образе какой-то одной черты. Часто используется в карикатурах, анекдотах, сатире и дружеских шаржах.

Типизация – самый сложный прием творческого воображения. Образы самых знаменитых литературных персонажей – яркий прием типизации. Когда мы говорим Чайльд Гарольд, Фауст, Отелло, Евгений Онегин – это высокого уровня обобщения типизация. Типизация, содержащая в себе целый сгусток человеческой культуры, достоинств и пороков человека своего времени, своей эпохи. И, вместе с тем, – это типизация характера человека – романтического, ревнивого или созерцательного.

Пассивное воображение – это воображение, подменяющее собой целенаправленные продуктивные действия.

Пассивное воображение бывает преднамеренным и непреднамеренным.

Преднамеренное пассивное воображение – это образы, которым человек предается, не собираясь воплощать их в жизнь. Прекраснодушные мечтания, грезы – вот еще одно наименование этого вида воображения. Грезы тесно связаны с желаниями человека, с его потребностями, но они даже не предполагают продумывания реальных путей их осуществления. Этот вид воображения таит определенную опасность, а именно опасность ухода в вымышленный мир личных иллюзий, что может невротизировать человека, т.е. вызвать у него нарушения психической деятельности.

Пассивное воображение может возникать и непреднамеренно. Это происходит при ослаблении контроля сознания, в полудреме, во сне (сновидения), в состоянии аффекта (т.е. стресса, сопровождающегося сильными эмоциями), при психических или соматических заболеваниях (галлюцинации).

В сущности, непреднамеренное пассивное воображение – самый простой вид воображения. Оно типично для детей-дошкольников, поскольку неустойчивость «следовых» возбуждений в коре головного мозга ведет к легкости детского фантазирования и отсутствия критики к возникающим образам.

Особой разновидностью воображения является мечта. Мечта – это социально детерминированный и возникший в воображении образ желаемого будущего.

Мечта – чрезвычайно мощный побудитель человеческой жизни. Она может выступать мотивом, т.е. побудительной причиной деятельности человека. Именно поэтому любой предмет, сделанный умом и усилиями человека можно рассматривать как его овеществленную, осуществленную мечту. Будь это самолет или автомобиль, космический корабль или построенный человеком дом.

Осуществленная мечта – высшее счастье человека. Поэтому процесс воображения имеет прямое отношение и к смыслам жизни людей. Главное, чтобы мечта была направлена на преобразования жизни в соответствии с идеалами и нравственными ценностями человечества.

 

8.4. Воображение и творчество

 

Воображение – психический процесс, который является предпосылкой и условием такой продуктивной деятельности человека, в которой создается продукт, т.е. идеальный (в образе, в тексте) или вещественный (в виде инструмента, изделия) объект, имеющий личную либо общественную ценность.

Детский рисунок и картина художника, вылепленный из пластилина заяц или скульптура героя, детская авиамодель и реактивный лайнер – все это продукты творчества.

Воображение занимает центральное место, находится в фокусе творческой деятельности. Творчество – одно из высших проявлений человека, собственно человеческое проявление. Ведь животное ничего не создает, кроме сугубо инстинктом диктуемой постройки гнезда или норы. А люди, в отличие от животных, способны к созиданию. Исследование этого созидательного процесса показало, что в нем различаются такие этапы: 1) зарождение идеи (возникновение образа, мечты, замысла в воображении); 2) концентрация, накапливание знаний, требуемых для ее осуществления; 3) сознательная и бессознательная работа психики и, прежде всего, воображения в сочетании с мышлением над поиском вариантов осуществления замысла; 4) озарение и воплощение его в жизнь; 5) проверка сделанного.

Свои особенности есть у творчества научного и литературного, музыкального и художественного, театрального и кинематографического, у творчества изобретателя и творчества педагога.

Но всем этим разновидностям творчества присуща одна общая черта. Это – огромное напряжение всех сил и возникновение особого, присущего ему состояния, которое называется вдохновением.

Вдохновение – это состояние высшего подъема всех творческих сил, при котором все психические процессы, ведомые воображением, соединяются в один нескончаемый созидательный порыв, неумолимо ведущий к решению проблемы, к воплощению замысла, к изготовлению, порождению нового продукта, творцом которого является человек.

В истории человечества прежде всего воображение сыграло культурообразующую роль. Все мировые религии, сущность которых состоит в утверждении и поддержании идеальных образов и образцов поведения, основаны именно на всеобщем принятии воображаемых причин и начал человеческого бытия. Эти воображаемые образцы, эталоны служили, да и сейчас еще иногда служат абсолютным мерилом правильности или неправильности человеческих поступков. Венцом культурообразующих образов воображения являются религиозные представления разных эпох. Эти представления, обладая большой побудительной силой, подвигли многих художников, у которых, как известно, очень развито воображение, к созданию многочисленных художественных полотен, скульптур и других произведений искусства, проектирование храмов – особое направление в архитектуре. Таким образом, воображение стимулирует творчество.

Воображение наделяет людей, у которых оно развито, особыми чертами. Это, прежде всего – одухотворенность, т.е. способность отвлекаться от сиюминутного, обыденного и видеть образ желаемого будущего. Это затем – романтичность, т.е. склонность пренебрегать жизненным комфортом ради осуществления своей мечты. Это – наблюдательность, т.е. способность глубоко  и тонко воспринимать окружающий мир в его нюансах и самых разнообразных проявлениях, отвлекаясь в то же время от несущественного. И, наконец, – креативность. Креативность – это способность человека увидеть новое в привычном, заметить возможное в невозможном и приложить усилия к претворению замысла в жизнь.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Дайте определение понятию «воображение».

2. Обоснуйте значение воображения для человеческой психики.

3. Укажите, какое психическое образование лежит в основе воображения.

4. Приведите различные основания классификации представлений, а также конкретные примеры.

5. Назовите основные виды воображения и кратко опишите их специфику.

6. Проанализируйте физиологические основы воображения.

7. Объясните психофизиологическую основу идеомоторных актов.

8. Приведите описание приемов активного воображения. Обоснуйте невозможность их использования при ослаблении контроля сознания.

9. Аргументируйте взаимосвязь творчества, креативности и мечты.

10. Обоснуйте культурообразующую роль воображения.

 

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Карандашев Ю.Н. Развитие представлений у детей: Учебное пособие. – Минск, 1987.
  2. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М.: Педагогика, 1979.
  3. Розет И.М. Психология фантазии. – Минск: Высшая школа, 1977.
  4. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте: Собр. сочинений в 6 томах. Т. 2. – М.: Педагогика, 1982.
  5. Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения. – Тбилиси: Мецниерета, 1982.
  6. Никифорова О. И. Исследования по психологии художественного творчества. – М.: Педагогика, 1977.
  7. Общая психология / Под ред. В. В. Петровского. = М.: Просвещение, 1986.
  8. Введение в психологию / Под общей ред.проф. А. В. Петровского. – М.: Академия, 1996.
  9. Альтшулер Г. К. Алгоритм творчества. – М.: Знание, 1989.

→ ОГЛАВЛЕНИЕ