КАФЕДРА ПСИХОЛОГІЇ І ТУРИЗМУ КНЛУ Електронний підручник “Основы психологии” (рос)

Електронний підручник “Основы психологии” (рос)

 

→ ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Раздел 6. Закономерности, условия и этапы психического развития личности.

Глава 21. Динамика психического развития ребенка от младенчества до отрочества

 

21.1. Психическое развитие ребенка от рождения до года (младенчество)

 

Новорожденный – это ребенок от момента рождения до конца первого месяца жизни. Уже при рождении у новорожденного имеется целый ряд рефлексов, среди которых – дыхательный, сосательный, хватательный, глотательный, чихательный и рефлекс откашливания. Со второго дня жизни новорожденный различает вещества на вкус. С четвертого дня среди других объектов человеческое лицо, а в две недели узнает голос и лицо матери. Так что с самого рождения ребенок обладает достаточно эффективно работающими анализаторами, нервной системой и мозгом, способными, взаимодействуя со средой, вырабатывать условные рефлексы и быстро формировать требуемые формы поведения. Интересно, что количество нервных клеток в коре головного мозга новорожденного почти такое же, как и у взрослого, просто они еще незрелые, а связи между ними слабые.

На втором месяце жизни, когда ребенок вступает в грудной возраст, у него появляется комплекс оживления: улыбка, замирание, сосредоточение, гукание. В период грудного возраста (до 1 года) ребенок претерпевает поистине революционный скачок в психическом созревании. Отметим некоторые важнейшие ориентиры. Если к концу первого месяца жизни новорожденный спит около 20 часов в сутки, а в период бодрствования бесцельно двигает конечностями, то на втором месяце, когда появляется комплекс оживления, он уже поднимает голову и грудь, лежа на животе, обращает внимание на звук и свет, ощущает изменения температуры. На третьем месяце младенец грудного возраста держит головку, лепечет, следит за предметами и рассматривает свои руки. К концу первого полугодия он сидит, узнает своих родителей, радуется им, хватает предметы, поворачивается на бок и переворачивается на живот, громко смеется. При этом у него начинается лепет, т.е. произнесение псевдослов. К девятому месяцу младенец сам садится и встает, перекатывается по полу и начинает ползать. Выражает желания, сам держит в руке молочную бутылочку и пьет из нее. В двенадцать месяцев младенец начинает ходить, понимает от 10 до 20 слов, умеет хлопать в ладоши, узнает свои игрушки и, подражая, повторяет за взрослыми слова по образцу такие как «ма–ма», «па–па», «ба–ба» и др.

Чрезвычайно важно отметить, что нормальное психическое развитие младенца грудного возраста требует спокойной, уравновешенной обстановки, размеренного ритма, чтобы время сна, кормления, купания и игры чередовалось с определенной последовательностью. Для правильного психического развития следует позаботиться о том, чтобы ребенок имел соответствующую его возрасту возможность двигаться, т.к. безопасная свобода движений активизирует и развивает имеющийся потенциал психических функций.

 

21.2. Психическое развитие ребенка

от года до трех лет (раннее детство)

 

Возрастной период от одного до окончания третьего года жизни называется раннее детство. Раннее детство – это целая эпоха в психическом созревании ребенка. Главное направление психического развития в этот период – овладение речью, появление предметной и игровой деятельности и развитие образного мышления.

Развитие психики ребенка в раннем детстве обусловлено следующими факторами. Во-первых, овладение прямой походкой, что влечет за собой более свободное и самостоятельное передвижение в мире, освобождая руки от манипуляций с новыми предметами. Совместная активация зрительного, двигательного проприоцептивного, кинестетического и осязательного анализаторов развивает способность ориентироваться в пространстве и в мире вещей. У ребенка появляется возможность осуществлять действия с предметами. Психологическое значение этих предметных действий состоит в том, что ребенок апробирует интериоризует способы человеческого обращения с вещами как орудиями человеческой деятельности. Иными словами ребенок в раннем детстве постигает назначение, смысл вещей. Овладевая под руководством взрослых  способами действий с вещами, требуемыми по логике действия с ними, ребенок тем самым усваивает орудие действия. Он вырабатывает у себя умения лепить, рисовать, конструировать, т.е. превращает вещи в орудия деятельности, а сам становится впервые в жизни субъектом деятельности.

Ранний возраст является также сензитивным периодом для развития речи. Если ребенок в этот период жизни по каким-либо причинам будет лишен необходимых условий для развития речи, наверстать упущенное позже окажется чрезвычайно трудно. К полутора годам ребенок усваивает около сотни слов. К концу второго года – до 300, а к концу третьего – до 1500 слов. К окончанию раннего детства малыш овладевает и основными синтаксическими конструкциями, а также грамматическими формами слова и практической фонетики. Формирование активной речи служит основой для всего психического развития ребенка в раннем детстве. А освоение предметных (орудийных) действий с опорой на слово, на вторую сигнальную систему ведет и формированию образного мышления. Все это в совокупности качественно изменяет самоощущение ребенка, позволяя ему к концу третьего года жизни выделиться в самостоятельное существо, отделяя свое «Я» от окружающих. Если двулетний ребенок о себе говорит: «Ника хочет гулять» то трехлетний скажет: «Я хочу гулять». Именно с начальным этапом возникновения самосознания и связали «кризис трех лет». Иначе его называют: «Я сам». Проявляется кризис негативизмом и капризами в связи с тем, что малыш требует большей самостоятельности. Таким образом, ранее детство завершается появлением поведенческой независимости и осознанием своего «Я».

 

21.3. Психическое развитие ребенка

от трех лет до семи (первый период детства)

 

Возрастной период от трех лет до семи называется еще преддошкольным или первым периодом детства. Это самый интересный период, когда все дети становятся «почемучками». В этом возрасте организм ребенка претерпевает важные анатомические изменения. Происходит окостенение скелета, увеличение мышечной массы, развитие органов дыхания и кровообращения. Вес мозга увеличивается в среднем от 1100 г. до 1350 г. Усиливается регулятивная роль коры больших полушарий, возрастает скорость образования условных рефлексов и особенно интенсивно развивается вторая сигнальная система. В четыре года ребенок знает свое имя, фамилию, возраст, знает, где он живет. Он способен руководить собой, проявлять настойчивость в выполнении поставленных задач, может выставлять себя в выгодном свете («быть хорошим»). Большую часть этого возрастного периода дети проводят в играх. Причем за годы первого периода детства детские игры проходят значительный путь дифференциации: от предметно – манипулятивных и символических до сюжетно-ролевых игр с правилами, в которых дети воспроизводят  действия взрослых.

Дети пяти лет отличаются подражательностью и придумывают себе роль героя. Воображение вообще занимает чрезвычайно важное место в психике детей этого возраста. Как установил швейцарский психолог Жан Пиаже (1896 – 1980), психика ребенка первого периода детства в целом отличается реализмом, анимизмом и артифициализмом. А мышление – эгоцентризмом и синкретичностью. Реализм (от латинского realis – действительный) означает, что ребенок воспринимает фрагменты действительности неразрывно с их названием, а также то, что в восприятии предметов ребенок ориентируется не на то, что есть, а на то, что он знает о них. Так, зная, что кошка беременна, девочка пяти лет рисует ее с котятами в животе. Никогда не быв в селе, но зная что у бабушки есть свинья, мальчик пяти лет, увидев во дворе корову, восклицает: «Мама, гляди какая большая свинья!». Анимизм – это приписывание свойств живого движущимся предметам и явлениям («автомобиль хочет кушать, у него бензина мало», «солнышко устало, спатки ложится»). Артифициализм (от латинского artificial – сделанный) означает, что ребенок, считая себя центром мироздания, убежден: все существующее было сделано людьми для них и, главное, для его пользы. Так, на вопрос, что такое стул, мальчик 5 лет отвечает: «то, что делает столяр, чтоб мы сидели». На вопрос, что такое солнце ответ: «Чтобы нам светить». На вопрос: «Как ты думаешь, откуда река взялась?» мальчик пяти лет ответит: «Это люди много воды наносили». Детский эгоцентризм проявляется в так называемой «эгоцентрической речи», когда ребенок комментируя происходящее, не ориентирует свое высказывание на понимание его другими или не может учесть объективности происходящего. Знаменитый диалог ребенка с бабушкой, описанный детским писателем Корнеем Ивановичем Чуковским замечательно иллюстрирует, что такое эгоцентризм первого периода детства: «Бабушка, ты умрешь? – Умру. – Тебя закопают? – Закопают. – Глубоко? – Глубоко. – Вот когда я буду твою швейную машинку крутить!». Синкретизм – это неспособность ребенка к пониманию причинно-следственных связей, когда он улавливает лишь поверхностные явления, но не может увязать в одно целое источник и следствия происходящего. Ребенка спрашивают: «Почему наступает ночь? – Потому, что солнце уходит за край земли. – А почему оно уходит? – Потому что теперь будет вечер».

Вместе с этим в этом возрасте формируется этическое сознание ребенка. Усвоение образцов поведения приводит к различению, принятию и оцениванию нравственных норм. Ребенок начинает осознавать свои чувства. На основании оценивания чужих и своих поступков, а также с учетом получаемых положительных или отрицательных подкреплений со стороны других у ребенка шести лет формируется самооценка. Самооценка и самосознание суть важнейшие психологические образования первого периода детства. На основе этих психологических образований у ребенка первого периода детства становится возможным формировать круг обязанностей, впервые осуществлять систематическое обучение, приобщить детей к реальному труду в помощь взрослым. Кроме того, дошкольники вступают друг с другом в реальные взаимоотношения в группах детей, с которыми они заняты совместными играми и, таким образом, у них формируется в противовес импульсивному произвольное поведение. У ребенка появляется статус в группе, избирательность в отношениях. С учетом того, что многие дети к концу первого периода детства довольно свободно владеют языком и речью (в среднем, в объеме до 1200 слов), а некоторых из них обучают чтению, все это в совокупности способствует возникновению у детей психологической готовности к школьному обучению. Именно взрослые определяют своеобразие и качество психического развития дошкольника, формируя его психологическую готовность к школьному обучению. Дошкольный возраст знаменуется также тем, что в нем впервые могут проявиться как общие, умственные, так и специальные (художественные, музыкальные, хореографические) способности.

 

21.4. Психическое развитие ребенка

в младшем школьном возрасте (второй период детства)

 

Второй период детства охватывает возрастной диапазон от восьми до двенадцати лет.  В этом возрасте место игры как ведущей деятельности занимает учение. Учение для младшего школьника выступает стержневым, системообразующим отношением к жизни, поскольку именно через нее в этот период жизни осуществляется формирование и развитие психики в процессе дальнейшего созревания организма. Особенностью учения в условиях школы является то, что это – организованная систематически побуждаемая, целенаправленная и социально значимая деятельность, общее назначение которой состоит в том, чтобы ребенок усвоил те знания, умения и навыки, которые позволили бы ему затем найти свое место в социуме, создали бы предпосылки для овладения той или иной профессией. Но этого мало. Школьное обучение преследует и другие цели. Во-первых, школа – это первичный социальный фильтр, который обозначает и сортирует детей по их способностям. Нравится это или нет, но школа служит своеобразной лакмусовой бумажкой, указывая учащемуся на его место в институциональной иерархии. И это место напрямую зависит от усилий учащегося и его способностей. Во-вторых, школа предъявляет определенные требования, которые обязательны для всех и каждого. И эти требования также влекут за собой определенные усилия ученика. В-третьих, школьная жизнь, становясь основной жизнью ребенка во второй половине детства, влечет за собой весьма существенное изменение в системе межличностных отношений, познавательных и волевых процессов и на многие годы вперед определяет смыслы жизни. Таким образом, поступление ребенка в школу является смыслоформирующим событием.

Вот почему младший школьный возраст является весьма сложным в психологическом отношении. Дело в то, что хотя к восьми годам у ребенка развивается произвольное внимание, растет его объем, устойчивость и переключаемость, в силу значительного увеличения лобных деталей мозга, а также возрастает потенциал процессов торможения, (основа сдерживания и самоконтроля), все же неконтролируемая возбудимость еще весьма велика. В силу того, что крупные мышцы развиваются быстрее мелких, затруднена тонкая моторика (трудно писать). К тому же в последние десятилетия нервная система детей отличается более или менее выраженными дефектами развития, которые являются следствиями социальных потрясений. Вследствие этого младшие школьники при поступлении в первый класс испытывают значительные трудности. Это, во-первых, трудности нового режима дня, предполагающего значительной для ребенка нагрузки. Это, во-вторых, трудности, проистекающие из взаимоотношений с учителем. Ведь учитель требует и оценивает. Ребенок не может не робеть перед ним. В-третьих, это трудности, относящиеся к взаимоотношениям в классе. Ведь там много других мальчиков и девочек. И они все разные: бывают и агрессивные, и плаксивые, и неаккуратные. В-четвертых, – это трудности, относящиеся к самому процессу учения. Если первые полгода младший школьник еще положительно реагирует на школу по причине новизны жизненных обстоятельств, то по мере привыкания к внешним атрибутам интерес и мотивация начинают угасать, уступая место утомлению и апатии. Таким образом, второе ранее детство осложнено психосоциальными аспектами жизни, которые предъявляют высокие требования к адаптируемости ребенка.

Чем же характеризуется его психика в целом? Прежде всего тем, что мышление ребенка становится менее эгоцентричным и более ориентированным вовне. Согласно Ж. Пиаже, второй период детства характеризуется уровнем умственного развития, который называется «конкретные операции». На этом уровне конкретных операций ребенок способен анализировать отвлеченные признаки объектов и, совершая измерения по эталону, устанавливать размерность разнообразных величин. Хотя у него преобладает наглядно-образное мышление, он готов уже к мыслительным операциям сравнения, анализа, синтеза и частичного обобщения. Кроме того, у детей этого возраста развивается воссоздающее воображение, произвольная и непроизвольная память, развивается целенаправленное восприятие. Основными психологическими образованиями младшего школьного возраста являются: произвольность, т.е. способность к выполнению запланированных действий; самоконтроль, т.е. способность дать себе отчет в правильности или неправильности делаемого и, на этой основе – рефлексия, т.е. способность со стороны с точки зрения координат деятельности (план, цель) и других людей оценить то, что делается. Помимо этого, второй период детства отличается усвоением и закреплением правил и норм поведения в группе. У детей 10-12 лет появляются межличностные отношения основанные на общности высших жизненных обстоятельств и совпадения интересов (например, дети сидят за одной партой, ходят в один и тот же плавательный бассейн и т.п.). В этом возрасте безоговорочно признается и принимается авторитет учителя. И огромное значение имеет совместное времяпровождение детей в рамках детских организаций типа бойскаутских (пионерских).

Именно жизнедеятельность детей в подобных детских организациях создает психологические предпосылки для полноценного и всестороннего психического развития ребенка. Участие в них развивает самостоятельность, инициативу, ответственность, воспитывает этические нормы, этические, гностические и праксические чувства. Ведь дети во втором периоде детства гораздо уравновешеннее, чем дошкольники и подростки. Их внутренняя жизнь не загружена еще сексуальными переживаниями, и в то же время они не настолько зависимы от взрослых, как дошкольники. Дух приключений, дух риска, новизны, желание испытать себя в интересном и занимательном деле, готовность играть по правилам и подчинятся авторитетному руководителю – важнейший ресурс, который следует использовать для адаптивного психосоциального развития ребенка в этом, таком недолгом и последнем периоде детства.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Дайте краткое описание психологической специфики новорожденного и ребенка грудного возраста.

2. Опишите особенности психики ребенка в раннем детстве.

3. Опишите речевое развитие ребенка от первого полугодия до трех лет.

4. Укажите, в чем состоит психологическая сущность кризиса трех лет?

5. Охарактеризуйте в самых общих чертах психологическую специфику преддошкольного детства.

6. Объясните феномены реализма, анимизма и артифициализма в первом детстве, а также особенности мышления ребенка от трех до семи лет.

7. Дать характеристику основных психологических образований первого периода детства.

8. Раскройте психологическую значимость начала школьного обучения.

9. Проанализируйте психологические достижения и трудности второго периода детства.

10 .Обоснуйте необходимость существования детских организаций для адекватного психического развития детей младшего школьного возраста.

 

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Р. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1973.
  2. Психология: Учебник / Под ред.проф. А. А. Крылова. – М.: Проспект, 1998.
  3. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х томах. Т. 1. часть 1. – М.: Мир, 1992.
  4. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. – М.: Когито-Центр, 2000.
  5. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: Ленато, 1996.
  6. Эльконни Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1976.
  7. Лутошкин А. Н. Психология детского коллектива. – М.: Педагогика, 1981.
  8. Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника. – М.: Просвещение, 1966.

→ ОГЛАВЛЕНИЕ