Електронний підручник “Основы психологии” (рос)

 

→ ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Раздел 2. Психические процессы человека

Глава 9. Воля

9.1. Общая характеристика воли

 

Воля – это психический процесс, сущность которого состоит в регулировании человеком поведения и деятельности, относящихся к преодолению внутренних и внешних препятствий.

Воля – важный компонент психики человека, обусловленный способностью людей не только реагировать на высшие или внутренние раздражители, а удерживая образ цели, управляя собой с помощью речи, добиваться намеченного результата.

Из всех живых существ воля, как и речь, как и воображение свойственна только человеку, поскольку основывается на высших, идеальных, способах отражения мира и на управлении собственными действиями в противовес тем или иным раздражителям. Воля человека может быть настолько сильна, что преодолевает даже инстинкт самосохранения.

Психологическим проявлением воли является волевое усилие, т.е. обусловленная стремлением к цели активация всех ресурсов организма и психики для преодоления возникших препятствий и трудностей. Волевое усилие переживается как напряжение, вызванное стремлением к совершению требуемых действий.

Понятие воли ввел в систему категорий науки о душе еще Аристотель, чтобы объяснить как человек достигает своих целей, несмотря на то, что само по себе знание того, что надо делать лишено побудительной силы. Специфика воли состоит том, что зачастую волевое усилие направлено не на преодоление внешних препятствий, а на преодоление самого себя, собственной слабости, лени, усталости. По своей психологической природе волевое усилие является действием произвольным, т.е. детерминированным самим человеком. Поэтому у людей различают диапазон воли: на одном полюсе находятся люди с сильной волей, на другом – слабовольные. Первые способны преодолевать огромные трудности, вторые легко пасуют перед ними. Кроме того, есть люди, страдающие нарушением воли.

Как и все психические процессы, воля имеет сложное строение, в котором имеется два аспекта: собственно психологический и физиологический.

 

9.2. Физиологические основы воли

 

В основе волевого поведения лежат особые принципы работы головного мозга и центральной нервной системы человека.

Главный из этих принципов – принцип доминанты. Открытый русским физиологом А.А.Ухтомским (1875-1942), этот принцип работы человеческого мозга гласит: в каждый данный момент в мозгу имеется очаг оптимальной возбудимости, который активирует центры мозга, отвечающие за непосредственно осуществляющиеся действия, и в то же время тормозит другие центры.

При волевой активности задействованы, прежде всего, лобные доли, а также теменной участок головного мозга, т.е. двигательные мозговые центры. Информация (возбуждение) пришедшее, например, из зрительного анализатора (внезапно возникшее препятствие на пути) тут же передается в двигательный центр и вызывает его возбуждение. Нейроны, отвечающие за движение, мгновенно активируются и вызывают реакции в мышцах.

Однако здесь может вступить следующий принцип работы головного мозга человека – принцип регуляции нервно-психических процессов второй сигнальной системой, т.е. словом, речью.

Раздражители второй сигнальной системы способны как активизировать, так и затормозить двигательное поведение человека. Именно тормозная функция второй сигнальной системы является решающей в обеспечении волевого действия, т.к. оттормаживает все посторонние возбуждения, помогая удержать в психике образ желаемой цели. Кроме того, слово как второстепенный раздражитель обладает мощным побудительным потенциалом. Достаточно вспомнить военную команду «вперед!».

Еще одним важнейшим принципом работы мозга, относящимся к воле является принцип, который называется «акцептор действия». Сформированный русским физиологом П.К.Анохиным принцип гласит: на основе прошлого опыта человек предвосхищает будущие воздействия на него и прогнозирует результаты своих действий в изменяющемся мире. Именно образ прогнозируемого результата, именуемый целью, выступает у человека причиной, вызывающей действия. Преобразование образа цели в произвольное действие, направленное на реализацию его, совершается в лобных долях мозга благодаря словесной (второсигнальной) регуляции поведения.

Четвертым принципом физиологического механизма воли является работа ретикулярной формации в виде своеобразного фильтра, отбирающего и пропускающего в кору мозга требующиеся для осуществления данной деятельности импульсы и задерживающего несущественное в данный момент.

Пятый принцип физиологического механизма воли – это роль ретикулярной формации как своеобразного аккумулятора по энергетическому снабжению коры головного мозга. Ретикулярная формация – источник нервно-психической энергии, которая обеспечивает действие доминанты – оптимального очага возбудимости.

Таким образом, физиологические основы воли – весьма сложны, и главный регуляторный их механизм – вторая сигнальная система, которая подчиняет себе всю энергию мозга в направлении удерживаемого образа цели. Побуждает и стимулирует для этого всю психику человека, опираясь на указанные физиологические аспекты деятельности мозга.

 

9.3. Психологическая структура волевого действия

 

Воля человека, проявляющаяся в волевом усилии, выражается в волевых действиях. Волевое действие всегда связано с осознанием цели действия, ее значимости, ее смысла, т.е. ценности, а также с наличием напряжения при их осуществлении, вызванного преодолением трудностей.

Принято различать простые и сложные волевые действия. Простое, как правило, имеет два звена: постановки цели и исполнения, которые связаны между собой простой последовательностью.

В сложном волевом действии отчетливо обозначены четыре этапа: осознание цели, принятие решения, планирование действий, их выполнение.

Цель в психологии понимается как образ желаемого результата. Осознание цели – это ориентировка в том, что надо сделать и принятие самой цели, т.е. образа желаемого результата. Принять цели означает придти к согласию с тем, что именно этот результат деятельности является правильным и заслуживает усилий по его достижению.

Как только цель принята, наступает этап принятия решения, т.е. выработка и оформление готовности, решимости приложить усилия для достижения поставленной цели.

При этом и первый, и второй этап могут сопровождаться столкновением противоборствующих, несовпадающих побуждений, между которыми требуется сделать выбор. Эти столкновения побуждений, разных желаний, сомнений называются «борьба мотивов». «Борьба мотивов» свидетельствует о свойстве человека прилагать усилия, самостоятельно обуславливать свое поведение, т.е. проявлять волю, что и приводит к принятию решения. Принятие решения обычно имеет вид краткого резюме, например: «Буду делать то-то!». После принятия решения напряжение ослабевает, но волевое действие переходит к третьему этапу – планированию.

Планирование – это знак волевого действия, при котором намечаются и осмысливаются последовательность и выбор подходящих способов достижения цели. Особые трудности этого этапа могут быть связаны с противоречием между представлениями об одних и других средствах и способах достижения цели, с пониманием различной роли этапов совершения тех или иных действий, т.е. что делать вначале, что затем.

Иными словами, этап планирования предъявляет именно субъективные трудности, преодоление которых и требует проявления воли.

Выполнение решения – важнейший этап волевого действия. Можно даже сказать, что без исполнения принятого решения нет и волевого действия. Именно на этом этапе проявляются препятствия и внешние, и внутренние, которые требуют волевого усилия, относящегося к различным сторонам психики: умственных усилий, двигательных усилий, усилий по соблюдению намеченных этапов, плана действий, а также усилий, относящихся к преодолению неблагоприятных условий деятельности и, в особенности, собственных отрицательных психических состояний (усталости, отчаяния, гнева и т.п.).

Сложные волевые действия чаще всего разворачиваются в больших отрезках времени. При этом в волевом действии образ и мысль всегда предшествуют двигательному акту. Кроме того, следует заметить, что волевая регуляция может включиться в любой момент, даже когда совершается привычное действие. Сущность волевой регуляции состоит в том, что с ее помощью происходит преобразование непроизвольных, рефлекторных поведенческих реакций в произвольные действия, т.е. в действия, которые полностью осознаются, регулируются и контролируются человеком.

 

9.4. Волевые свойства человека

 

Волевыми свойствами (качествами) человека называются закрепленные в его поведении умения и соответствующая им готовность совершать волевые действия.

К волевым качествам человека относятся: целеустремленность, решительность и смелость, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, самостоятельность и инициативность.

Целеустремленность – это волевое свойство человека, которое состоит в умении подчинять свои действия поставленным целям. Отличие целеустремленного человека – наличие и ясность цели. Достоинство целеустремленного человека – наличие высоких целей, имеющих общественную, а не только личную значимость.

Решительность и смелость – это волевые свойства, которые заключаются в готовности сочетать быстроту и обдуманность в принятии цели с преодолением отрицательных психических состояний (страха, неуверенности и т.д.) ради ее достижения. Решительность свидетельствует о высоком уровне развития воли. Нерешительный человек отличается склонностью к сомнениям, поспешности и необдуманности принятых решений.

Настойчивость и упорство – волевые свойства человека, которые проявляются в способности длительное время направлять и контролировать поведение в соответствии с намеченной целью. Эти волевые свойства предполагают умение на длительный срок мобилизовать психические ресурсы и не отступать перед трудностями. Упорство следует отличать от упрямства. В то время как упорство – это волевое качество, упрямство – это охранительное поведение, препятствующее осуществлению деятельности. Упрямцы часто ленивы.

Выдержка и самообладание – это волевые свойства, которые обеспечивают сдерживание психических и физических действий, препятствующих достижению цели. Именно в выдержке ярко проявляется тормозящая функция воли. Самообладание это способность человека контролировать себя, несмотря на обилие и интенсивность внешних или внутренних (шум, боль и т.п.) раздражителей.

Самостоятельность – волевое свойство человека, заключающееся в готовности и умении ставить цели по собственной инициативе, критически оценивать всю информацию и ориентироваться, прежде всего, на собственные ресурсы. Самостоятельные люди активны и находчивы, уверены в себе и обладают высокой помехоустойчивостью.

Инициативность – волевое свойство человека, заключающееся в его высокой побудительности, умении и готовности инициировать активность с опережением, не дожидаясь вынужденной необходимости действовать. Инициативность – исключительная волевая черта человека, свидетельствующая о том, что он не только реагирует на раздражение, на стимулы, но способен сам создавать свои собственные стимулы, побудители к деятельности.

Кроме указанных, выделяют еще и такие волевые свойства, как: дисциплинированность, исполнительность, ответственность, организованность.

 

9.5. Нарушения воли

 

Крайние степени слабоволия человека называются нарушениями волевой регуляции поведения. Наиболее типичными нарушениями воли являются абулия, апатия и апраксия.

Абулия – это возникающее на основе мозговой патологии отсутствие побуждений к деятельности, неспособность принять решение и начать действовать даже при понимании необходимости в этом. При абулии наблюдается полная бездеятельность и прекращение общения вследствие исчезновения откликаемости на стимул. Абулия наступает при поражении лобных долей головного мозга. При этом у таких больных сохраняется имитативное использование речи, но речь утрачивает побудительную функцию и целенаправленное волевое поведение оказывается невозможным. Врач, например, говорит такому больному: «Поднимите руку», но больной не поднимает руки, а только повторяет слова «поднимите руку», отчетливо понимая, что надо сделать, он не способен это выполнить, т.к. нарушена работа высших корковых отделов лобных долей мозга. Приказ не трансформируется в самоприказ. При абулии людям свойственно так называемое «полевое поведение», т.е. реагирование на обстановку при полном отсутствии собственных намерений. Например, увидев ручку на столе, такой больной может ее взять в руки, вовсе не имея в виду использование ее по назначению. Увидев затем карандаш, берет карандаш и откладывает ручку и т.п.

Апатия – нарушение функции воли, при котором человек становится безразличным к любым побуждениям и впадает в полную обездвиженность и бездеятельность. Апатия – симптом нарушения воли, присущий тяжелым психическим заболеваниями и травматическим переживаниям человека. При этой патологии у человека разрушаются процессы целеобразования, а также регуляция целенаправленной активности. Причиной апатии могут служить нарушения в деятельности нижних отделов мозга, в частности нарушения деятельности ретикулярной формации, являющейся своеобразным накопителем и генератором психической энергии.

Апраксия – сложные нарушения целенаправленности действий, вызываемые поражением мозговых структур, отвечающих за двигательные и программные аспекты человеческих действий. При апраксии больные не могут осуществить даже такие привычные и простые действия, как одевание, теряют способность обращения с бытовыми предметами именно по причине расстройства регуляторных механизмов мозговой деятельности.

Коррекция болезненных нарушений воли требует специального психиатрического лечения. А преодоление слабоволия, обусловленного не патологией мозга, а недостаточной сформированностью волевых качеств требует мер воздействия воспитательного, педагогического и психотерапевтического характера.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Дайте определение понятию и явлению воли.

2. Опишите психологическую структуру простого волевого действия.

3. Перечислите волевые свойства человека и дайте им краткую характеристику.

4. Дайте описание психологического строения сложного волевого действия.

5. Укажите, на каком этапе сложного волевого действия возникает борьба мотивов. Опишите данное явление.

6. Объясните сущность принципа работы мозга, который именуется «акцептор действия».

7. Назовите главную психофизиологическую функцию второй сигнальной системы в обеспечении волевого действия

8. Опишите роль ретикулярной формации в возникновении воли как психического процесса.

9. Назовите и распишите сущность наиболее типичных нарушений воли.

10. Проанализируйте физиологические основы воли.

 

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1986.
  2. Немов Р. С. Психология. – М.: Просвещение, 1995.
  3. Селиванов В. П. Воля и ее воспитание. – М.: Знание, 1976.
  4. Котырло В. К. Развитие волевого поведения у дошкольников. – К.: Радянськ. шк, 1976.
  5. Выготский Л. С. Проблема воли и ее развития в детском возрасте: Собр. соч. в 6 т. Т. 3. – М.: Педагогика, 1983.
  6. Экспериментальные исследования волевой активности / Под ред. А. К. Селиванова, 1986.
  7. Высоцкий А. И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. – Челябинск, 1979.
  8. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М.: МГУ, 1981.

→ ОГЛАВЛЕНИЕ