Електронний підручник “Основы психологии” (рос)

 

→ ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Раздел 6. Закономерности, условия и этапы психического развития личности.

Глава 24. Психологические этапы и проблемы

жизни взрослого человека

 

24.1. Определение понятия «взрослость»

 

Хронологически взрослый возраст занимает промежутки от 25-35 (у мужчин) и 21-35 лет (у женщин) до 36-60 лет (у мужчин) и 36-55 лет (у женщин). Другое наименование этого возрастного этапа: средний возраст первый период и второй период. Далее идет пожилой возраст – от 65 до 75 лет (у мужчин) и от 56 до 75 лет (у женщин). Промежуток от 76 до 90 лет именуется старческим возрастом. А люди, старше 90 лет, называются долгожителями.

Однако при характеристике взрослости как психосоциального понятия одних цифровых меток мало. Ведь в психологии различают, как минимум, три возраста человека: биологический, психологический и умственный. Биологический возраст – это сугубо хронологическая мера жизни человека, отрезок времени, прожитого с момента рождения. Возраст психологический – это, скорее метафора, т.е. иносказание, с помощью которого выносится суждение о симптомокомплексе поведения человека, несущего черты поведения, свойственного определенному возрастному периоду. Так, например, о мужчине, который в 40 лет впервые влюбился, т.е. переживает первую любовь, «юношескую влюбленность» психолог может высказаться в том духе, что у него – проблема возраста ранней юности. Или, например, о женщине, которая в 30-35 лет ведет себя как подросток, т.е. переживает о внешности, испытывает потребность в отношениях дружбы со сверстниками, отдается какому-либо хобби с энтузиазмом, психолог может вынести суждение, что она «застряла» на проблематике подросткового возраста. Обычно термин «психологический возраст» употребляется, когда речь заходит об эмоциональной незрелости человека. Соответственно, взрослость, психологическая взрослость предполагает самостоятельность и взвешенность суждений, независимость и ответственность человека, способность вести себя не по причине, скажем, подростковой проблематики, а сообразуясь с жизненными обстоятельствами и зрелой философией жизни. Умственный возраст – это понятие, предложенное в 1905 году французским психологом Альфредом Бине. Смысл этого понятия состоит в том, что если ребенок решает тестовые задания на интеллект, положенные для его хронологического возраста, считается, что его умственный возраст соответствует биологическому. Если, скажем, ребенок решает тестовые задания, предназначенные для детей младшего, чем он, возраста, а для своего возраста не решает, считается, что его умственный возраст отстает от биологического. При условии решения задач, предназначенных для более старшего возраста, делается вывод, что умственный возраст опережает его биологический возраст. Людей, которые по своей конституции, темпераменту и психологической проблематике, т.е. по поведенческому симптомокомплексу отличаются от сверстников в сторону уменьшения психологических признаков зрелости, именуют «ювенилами» (от лат. «ювентус» – юный).

Что же, в таком случае, представляет собой взрослость?

Взрослость – трехаспектное явление. Биологически взрослость определяется способностью к деторождению. Социально – способностью к финансовой и экономической независимости. Психологически – достижением личностного самоопределения (т.е. выработкой собственной концепции жизнедеятельности), достаточной силой «Я» и получением требуемой личностным самоопределением профессиональной квалификации. Таким образом, понятие взрослость включает в себя достижение человеком биологической, социальной и психологической зрелости. Взрослость – это психосоциальное качество личности, отражающее его способность жить и действовать среди других людей как продуктивный и просоциальный член общества.

 

 

24.2. Специфика психических процессов в период взрослости

 

Взрослый период, как правило, самый продолжительный в жизни человека. Именно этот период – от 21-22 лет до 55-60 лет характеризуется наиболее высоким уровнем интеллектуальных, творческих, профессиональных и других личностно и социальные значимых достижений.

Еще в начале ХХ века считалось, что взрослость – это своеобразное «окаменение» человека, при котором он уже не развивается. Однако в настоящее время в психологии утвердилась иная позиция, а именно: психологическая и психофизиологическая жизнь взрослого человека сочетает в себе периоды подъемов и спадов, стабилизацию психических функций и определенные критические периоды. При этом, взрослый период жизни, как и предыдущие, характеризируется неравномерностью функционирования различных сторон психики и организма в целом. Так, объем поля зрения достигает своего максимального показателя в 20-29 лет. Объем, переключение и избирательность внимания нарастают до 33 лет а после 34 лет постепенно снижаются, хотя устойчивость и концентрация внимания остаются практически неизмененными на всем этапе взрослости. Кратковременная словесно-логическая память достигает наибольшего развития к 30 годам, а к 40 начинает неуклонно снижаться. То же самое происходит и с долговременной словесно-логической памятью. Однако при этом, если человек профессионально занят умственным трудом, общий уровень памяти может оставаться высоким.

Исследования русского психолога Бориса Герасимовича Ананьева (1907 – 1972) показали, что в процессе проживания периода взрослости можно выделить две фазы функционирования психических процессов. Первая фаза характеризуется общим прогрессов психических функций (до начала среднего возраста, т.е. до 35 лет). Вторая фаза характеризируется их специализацией. Именно степень активности человека, вовлеченность его в профессиональную деятельность обеспечивает достижение высот психического развития к длительной сохранности задействованных в работе психических функций. Так, у лиц водительских профессий, например, острота зрения, поле зрения, глазомер остаются сохранными вплоть до пенсионного возраста. При этом, однако, именно у водителей ускоряется общее старение организма в силу сидячего образа жизни и значительного количества стрессов, на которые невозможно отреагировать двигательным образом.

Развитие интеллекта у взрослых определяется внешними и внутренними обстоятельствами. Внешний фактор – образование. Внутренний – одаренность. Исследования показывают, что одаренные люди, имеющие возможность получить качественное образование и заниматься творческой деятельностью, отличаются весьма незначительным снижением интеллектуальных функций к 60 годам. Более того, у взрослых, занятых умственным трудом, наблюдается повышение обучаемости.

Известны оптимальные возрастные моменты, относящиеся к научному творчеству, к деятельности в области искусств и т.д.

Например, ученые наиболее продуктивны в возрасте 35-45 лет. Танцовщики – от 20 до 25лет. Музыканты и поэты – от 30 до 35 лет. Философы и политики – от 40 до 55 лет. При этом спады и подъемы чередуются по своей собственной логике. Так, например у ученых психологов наблюдается следующая закономерность в их работоспособности. От 30 до 40 – 1-й всплеск творческой продуктивности. От 40 до 45 лет – 1-й спад. От 45 до 59 – 2-й всплеск творческой активности. От 59 до 65 – 2-й спад. От 65 до 70 лет – 3-й всплеск творчества. С 70 лет – 3й спад. Такие же циклы вычислены для математиков, физиков, биологов и других специалистов.

Неслучайно еще в 1928 году русский психолог Н.Н. Рыбников предложил именовать зрелый возраст периодом акмеологии (от греч. «акме» – расцвет), подразумевая, что именно этот возраст является наиболее продуктивным в жизни человека. Еще раз подчеркнем существенный момент функционирования психики в период взрослой жизни: ключом к продуктивности выступает избирательная оптимизация психических процессов. Иными словами, специализация и возможность учиться выступают залогом оптимального функционирования психики взрослого человека на уровне его высших достижений.

 

24.3. Жизненные задачи и кризисы взрослого периода

 

В настоящее время существуют два основных подхода к изучению развития взрослого человека: 1) исследование развития на протяжении всей жизни; 2) исследование динамики жизненных событий. Предыдущий параграф (24.2.) был написан с позиции первого подхода. Теперь мы продемонстрируем вам возможности второго.

Помимо сугубо деятельностно-профессионального аспекта жизни взрослого человека огромное значение в этот период существования имеют психосоциальные события. Их значимость выходит далеко за пределы отношения с карьерой, т.к. они имеют экзистенциальный смысл. Что же это за события? Очень кратко их можно обозначить следующим образом. Помимо завершения образования и приобщения к профессиональной деятельности это, прежде всего, развитие любовных мужско-женских отношений и создание семьи. Это затем рождение ребенка и обустройство собственного дома. Это, далее, выработка стиля решения бытовых, бюджетных и межличностных проблем. Это также выработка стиля воспитания детей. Это, наконец, выработка стратегий проживания жизни, которая обычно изобилует конфликтами, драматическими и трагическими событиями (разводы, смерть родителей, несправедливое увольнение с работы, житейские коллизии, болезни, несчастные случаи и т.п.). Каждое из этих, пусть даже весьма схематично обозначенных событий, играет огромную смыслообразующую роль в жизни взрослого человека. Возьмем вступление в брак и рождение ребенка. Известно, что слишком ранние браки очень часто заканчиваются разводом. Однако на самом деле брак (от тюркского «бирак» – союз) – это чрезвычайно сложное психосоциальное образование. И гарантирована его стабильность  не может быть ни в каком возрасте. Дело в том, что, во-первых, отличаются циклы половой жизни у мужчин и женщин. Грубо говоря, женщины рассчитаны природой на одну половую жизнь, поскольку климакс у них наступает около 45 лет, а мужчина, как минимум, на две, т.к. способность к воспроизводству потомства сохраняется у него вплоть до пожилого возраста, т.е. 75 и больше. Во-вторых, социальная нестабильность, существующая в современном мире, сказывается на сексуальной потенции мужчин, что также осложняет семейную жизнь. В-третьих, классические формы моногамной семьи в странах христианской культуры или полигамной, скажем, в странах мусульманских, оказались разрушенным. Все это создает определенные психологические барьеры и сложности на пути создания семьи.

Далее, формирование ролевых функций материнства и отцовства. Ведь с разрушением патриархальной семьи и с переходом к семье нуклеарной (ядерной) мужчина и женщина, жители современного мегаполиса, у которых родился ребенок зачастую фактически остаются без столь необходимой им подстраховки старшего поколения. И если роль матери изучена достаточно хорошо, так что молодая мама, пройдя курс подготовки в женской консультации и прочитав пару книжек по уходу за грудным младенцем, еще кое-как справляется с материнскими обязанностями, то роль отца (гораздо значимая для социального развития ребенка, поскольку именно отец обеспечивает формирование просоциального поведения ребенка), исследовано недостаточно. Так что рождение ребенка и освоение материнства и отцовства – это на самом деле сложные жизненные задачи взрослой жизни. Не говоря уже о создании собственного жилья и дальнейшего уюта. Не говоря уже о том, что в любой момент могут возникнуть осложнения на работе, проблемы со здоровьем и все это потребует огромных усилий, денежных затрат, стойкости и способности принимать верные решения. Ведь наша взрослая жизнь во многом представляет собой последствие принятых нами решений.

В связи с подобными трудностями выделяют следующие основные кризисные периоды взрослой жизни: нормативный кризис – 30-35 лет и кризис середины жизни – 40-45 лет. Первый, нормативный кризис обусловлен рассогласованием между желаниями человека и реальными возможностями. Он чреват тем, что человек может не суметь создать семью, или создать не такую, как хотелось бы семью, или не обрести себя в профессии, не раскрыть свои дарования, и тогда станет считать себя неудачником, непризнанным гением и т.п. Непрохождение этого кризиса грозит депрессивными расстройствами, психопатизацией характера, алкоголизмом. Для переживания данного кризиса важно пересмотреть свои жизненные позиции, систему ценностей и взглядов, наметить жизненно важные, реалистичные цели и осуществить их.

Период до 40 лет характеризуется стабильностью. Это период карьерного и ролевого роста. Однако если к 40 годам человек не получает необходимой для самоутверждения доли признания, наступает второй кризис взрослого периода. Это очень болезненный кризис утраты смысла жизни. Возможен уход в болезнь, изоляция от других, развитие пагубных пристрастий (типа азартных игр) и т.п. Для правильного переживания данного кризиса необходимо как бы вновь завоевать мир: покорить профессиональные вершины, доказать себе, что ты воплощаешь некую важную миссию в жизни, почувствовать себя нужным в осуществлении социально значимой деятельности, обратиться к молодому поколению – как наставник и друг.

Период до 50 лет опять стабилен и характеризуется лидерством, квалифицированностью и социальной самореализацией. Зрелая личность прокладывает дорогу жизни, воздействуя на обстоятельства и поддерживая близких. Процесс развития личности при этом во многом зависит от уровня социальной активности и степени продуктивности самого человека.

 

24.4. Преклонный возраст. Общий потенциал жизни человека.

 

С вступлением в этап пожилого возраста, люди вплотную сталкиваются с процессом старения организма. Старение происходит в различных структурах организма – как индивида, личности и субъекта деятельности. При этом стареет прежде всего организм: снижается интенсивность углеводного, жирового и белкового обмена, уменьшается способность клеток осуществлять окислительно-восстановительные процессы. Отмечается разрастание соединительной ткани в различных органах, в скелетных мышцах, суживаются сосуды, уменьшается упругость кожи, она становится морщинистой и дряблой. В сугубо психологическом плане старение проявляется в том, что человек перестает следовать целям, поставленным в юности и перестраивает систему ценностей. Осознавая ограниченность сна и жизненного времени, люди начинают просто проводить время, путешествуя или отдаваясь любимым занятиям, занимающим досуг. Одни, в попытке осмысления пройденного жизненного пути как цельного оценивают, что поставленные задачи они выполнили. Другие испытывают разочарование, социальная жизнь в этот период отмечена рядом нарастающих ограничений. Ведь именно в этом возрасте мужчины и женщины выходят на пенсию. Даже если они сохраняют за собой место работы, сам факт признания того, что ты – пенсионер оказывает зачастую стрессогенные воздействия. Проблемы со здоровьем, с детьми и другими членами семьи и родственниками также могут в значительной степени осложнить прохождение данного возрастного периода.

Что касается центральной нервной системы, ее старение происходит неравномерно. В первую очередь снижается подвижность нервных процессов, скорость и сила торможения коры головного мозга. Поэтому пожилые люди часто бывают несдержанны и раздражительны. Далее отмечаются чрезвычайно высокие индивидуальные отличия в функционировании психических процессов: у одних пожилых людей довольно хорошо может быть развита речь и память, а у других наблюдается снижение умственного потенциала и обострение биологических влечений, прежде всего пищевой потребности и потребности во сне.

В период старения чрезвычайно усиливается роль личности, самой «Я – инстанции» в выборе стратегии завершающего этапа жизни. Противостоящий гиподинамике образ жизни, высокая мыслительная активность, умение быть нужным и полезным людям чрезвычайно стимулируют компенсаторные возможности организма: во внутренних органах при этом могут улучшаться обменные процессы, а психические образования (новый смысл жизни, новое самоотношение и отношение к миру) способствуют выработке у человека отстраненно-философского отношения к смерти. Если состояние здоровья и способ функционирования эндокринной (гормональной) системой организма у мужчины остается в пределах физиологической нормы, сохраняется и сексуальная активность при условии наличия полового партнера.

Таким образом, пожилые люди могут жить достаточно полноценной жизнью. Известный швейцарский психолог Карл Юнг (1879 – 1961) считал даже, что самая полноценная жизнь человека начинается после 65 лет, когда основные жизненные задачи решены, вопросы сексуальной жизни утрачивают столь мощное воздействие, как в молодые годы, и человек впервые может всецело посвятить себя духовному самосовершенствованию. В целом же цикл старения состоит из трех стадий: 1) удаление от дел (66–75 лет); 2) старость (после 75) и 3) заключительная фаза жизни, которая либо переходит в старческий возраст и далее – в возраст долгожителей, либо прекращается в связи с болезнями и одряхлением.

Наблюдения показывают, что мощным противоядием от постарения выступает творческая деятельность. Выдающиеся ученые и деятели искусства сохраняют высокую работоспособность не только в пожилом, но и в старческом возрасте. Вот только некоторые примеры. И.П. Павлов издал свой знаменитый труд «Двадцатилетний опыт изучения животных» в 73 года. Л.Н. Толстой написал роман «Воскресение» в 71 год. Б.Шоу, К.С.Станиславский, Р.Тагор, В.Гете до глубокой старости сохраняли ясность ума, бодрость тела и духа, а выдающийся итальянский скульптор Микеланджело Буонаротти в возрасте 80 лет воскликнул: «Только сейчас я понял, как надо творить!». Мы можем лишь догадываться, какие вершины мастерства прозрел этот великий художник.

Итак, развитие человека на протяжении всей жизни – это целостный процесс, детерминированный социальными, историческими, биологическими и психологическими факторами. Потенциал человека и его жизни является производной от многих и многих  причин и обстоятельств. Однако именно качество человеческой психики, преломленные в личностном «Я» и способах жизнедеятельности определяет  качество жизни человека, в какую бы эпоху он ни жил. И если на первых этапах жизни развитие  психических функций выступает скорее как следствие их созревания, то в юности, во взрослый период и далее функционирование психики обусловлено прежде всего самостоятельными усилиями человека. Можно сказать, что потенциал человеческой жизни есть результирующая от его усилий и доступного потенциала среды.

По мере становления личности созревает целостность, гармоничность, интегрированность разных свойств человека в его уникальное неповторимое «Я». Психологическими исследованиями установлено: существует значительное сходство в особенностях проявления и развития личности в детстве, юности, раннем, среднем и позднем зрелом возрасте. Человек всегда похож на себя, хотя не всегда равен себе. Поэтому вполне позволительно говорить об определенном стиле жизни.

Система приоритетов (первоочередных задач), привычек, определенных черт характера, поведения и способов деятельности и составляет стиль жизни. А стиль жизни предопределяет ее потенциал.

Перспективы человека и его жизни задаются многими переменными: состоянием здоровья, общей и специальной одаренностью, условиями жизни, стечением благоприятных и неблагоприятных обстоятельств, спецификой исторической и социокультурной ситуации, материальными возможностями и лишениями. Однако весь опыт психологической науки свидетельствует: возможности  самосовершенствования человека, в сущности, безграничны. Они определяется прежде всего уровнем интеллекта человека и системой его ценностных смыслов, а также солидарной деятельностью и поддержкой других людей. Ведь каждый из нас несет в себе проблемы и достижения всего человечества. Будем же достойны высокой миссии быть на планете Земля людьми!

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1.Укажите временные границы ранней юности и ее основное психологическое содержание

  1. Перечислите важнейшие предпосылки успешного прохождения молодыми людьми этого возрастного этапа.
  2. Дайте определение общей психологической цели молодых людей в возрасте ранней юности.
  3. Чем объясняется повышенная тревожность в возрасте ранней юности?
  4. Перечислите и объясните типичные личностные черты молодых людей в возрасте ранней юности.
  5. Дайте психологический анализ феномена «первой любви».
  6. Проанализируйте психосоциальные показатели признания личностной зрелости молодых людей в возрасте ранней юности.
  7. Раскройте двойственность социального положения молодого человека в этот период.
  8. Проанализируйте психологические отличия в дружбе между юношами и девушками.
  9. Опишите психические процессы и состояния, свойственные ранней юности, а также становление мировоззрения как стержневую перспективу личностного развития.

 

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Бондаренко А., Петкова Т. Беседы с психологов. Киев.: Издательский дом «Свет», 2003. – 208 с.
  2. Гофруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1., Т.2. – М.: Мир, 1992.
  3. Психология: Учебник. Под ред. Проф. А.А.Крылова. – М.: Проспект, 1998.
  4. Дж.Баттерворт, М.Харрис. Принципы психологии развития / Пер.с англ. – М.: Когито-Центр, 2000.
  5. Эриксон Э. Детсво и общество. – Изд 2-е, перераб. и дополн. / Пер. с англ. – СПб.: Ленато, АСТ Фонд «Университетская книга», 1996. – 592 с.
  6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – ЛГУ, 1969.

→ ОГЛАВЛЕНИЕ