Електронний підручник “Основы психологии” (рос)

 

→ ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Раздел 6. Закономерности, условия и этапы психического развития личности.

Глава 23. Психическое развитие в возрасте ранней юности

 

23.1. Ранняя юность: общая характеристика возрастного периода

 

Ранняя юность как возрастной период имеет следующие границы: для юношей – от 17 до 21 года, для девочек – от 16 до 20 лет.

При переходе от подросткового к раннему юношескому возрасту изменяется общая направленность процессов сознания: от самоуглубления и личностной рефлексии к устремленности в будущее. Жизненные цели и планы, проблема выбора профессии, стратегия жизненного пути – вот это определяет направленность и процессов внимания и личности в целом в возрасте ранней юности. На этом возрастном этапе речь идет в сущности о формировании наиболее сложного, высокого механизма целеполагания, который предназначен прежде всего для оформления у молодого человека замысла собственной жизни. Ради чего жить (вопросы смысла жизни), с кем, с какими людьми (проблемы выбора своего места в социуме), какой образ жизни (стиль жизни) вести, что поставить во главу угла (система приоритетов, ценностей) – вот какие вопросы задают себе люди в возрасте ранней юности. Если основным психологическим содержанием подросткового возраста было становление взрослости как симптомо-комплекса поведения, то основным содержанием возраста ранней юности становится личностное самоопределение. Прежде всего, первоначальное профессиональное самоопределение.

Кроме того, ранняя юность – чрезвычайно важный период и в психосоциальном отношении. Ведь именно в возрасте ранней юности молодые люди не только получают паспорт, т.е. общегосударственный документ, подтверждающий их гражданскую зрелость и юридическую дееспособность. Более того, именно в возрасте ранней юности как молодые люди (с 18 лет), так и девушки (с 16 и 17 лет) получают права заключать браки (создавать семью) и участвовать в выборах в представительские органы власти. А с 21 года получают право быть избранными, в частности на Украине и в России в высшие органы власти. При этом во многих странах мира именно возраст ранней юности дает право молодым людям получать водительское удостоверение и водить как мотоциклы, так и автомобили. Словом, ранняя юность – это возрастной период, в течении которого юноши и девушки становятся полноправными гражданами государства, становясь которыми, начинают нести всю полноту ответственности за свои поступки и их последствия. В период ранней юности многие юноши и девушки заканчивают так называемую «основную школу», т.е. первые восемь лет обучения и могут поступать в средние специализированные учебные заведения (колледжи, училища, техникумы), где получают уже профессиональное образование, дающее право работать в разных отраслях в качестве младшего специалиста: медицинской сестры, учителя начальных классов, электротехника, рабочего той или иной специальности. Многие в этом возрасте начинают трудовую деятельность.

Ранняя юность, таким образом, итоговый этап созревания и психосоциального самоопределения личности. Важнейшими психологическими предпосылками успешного прохождения этого итогового этапа, в ходе которого молодые люди вступают в полноправную взрослую жизнь, являются: сформированный интеллект, эмоциональная и этическая зрелость, адекватная самооценка, процессы саморегуляции. Однако в связи с тем, что ранняя юность отличается и некоторой двойственностью социального положения, поскольку как раз в силу удлинения сроков высшего образования, многие из молодых людей, будучи в физическом смысле зрелыми, в психосоциальном таковыми не являются (финансовая зависимость от родителей, отсутствие собственного жилья, социальная неопределенность). В ранней юности активизируются ценностно-ориентационные искания. Именно эти процессы поиска и осмысления стратегий, ценностей и норм своей жизни порой вызывают в ранней юности мучительные переживания. На фоне социальной нестабильности молодые люди могут начать злоупотреблять табакокурением и алкоголем, пополнить ряды наркоманов и больных СПИДом, примкнуть к асоциальным криминальным группировкам. Ни в коем случае нельзя рассматривать раннюю юность как завершающий этап психического созревания человека. Наоборот, – это психологически и социально чрезвычайно важная ступень личностного становления, в проживании которой молодые люди нуждаются в разнообразной поддержке взрослых, а порой и в психологической помощи в решении труднейших, смыслосодержательных вопросов в дальнейшей жизни. Общая цель всех этих процессов – достижение приемлемой для молодого человека и общества формы социального самоопределения.

 

23.2. Психологическая специфика поведения и отношений в период ранней юности.

 

Общеизвестным фактом является признание того, что в возрасте ранней юности молодые люди бескомпромиссны. Предельное напряжение личностных ресурсов, связанное с потребностью самоутверждения, самораскрытия, экспрессивность, отстаивание глубоко прочувствованных норм и идеалов как образцов для психосоциальной идентификации, обостренная эмоциональность приводят в ранней юности к быстрому возникновению реакций неприятия и протеста. Это связано с обострением процессов формирования целостного образа – «Я – концепции». Пока молодой человек или девушка не нашли себя в социальной жизни, т.е. не завершили начальный процесс психосоциальной идентификации, их представление о себе («Я -концепция») является расплывчатым, диффузным. Это приводит к неуверенности. Неуверенность в себе рождает тревогу. Тревога, общее беспокойство трансформируются компенсаторную  реакцию агрессии, бунта. Не будучи способны отличить частное от общего, люди в возрасте ранней юности с готовностью совершают относящиеся к миру взрослых обобщения, общая идея которых примерно такова: этот мир плох, его надо переделать.

Помимо бескомпромиссности и склонности к протестным реакциям, возраст ранней юности чрезвычайно эмоционален и романтичен. Одно из самых глубоких переживаний юношеского возраста так и называется: «сладкое ожидание  будущего». Молодые люди целиком и полностью устремлены в будущее. Юноши и девушки торопятся жить, горячо откликаются на все новое. При этом их эмоциональная отзывчивость зачастую приводит к снижению критичности воспринимаемого и готовности эмоционального погружения в события, идеи, начинания без основательного продумывания последствий. Повышенная эмоциональность имеет как сильные, так и слабые стороны. Сильные ее стороны заключаются в инициативности, склонности к риску, смелости и энтузиазму. Слабые – в недостаточном анализе, преобладании как положительных (восторг), так и отрицательных (ирония, сарказм) эмоций. Но в любом случае повышенная эмоциональность ведет к следующей психологической черте ранней юности – максимализму. Именно гипертрофированный критицизм, скепсис, как и гипертрофированные идеализм и романтичность приводит, далее, к внутренней конфликтности юношей и девушек, т.к. психологическая противоречивость личности, проявляющаяся в ранней юности, отличается разнонаправленностью интимных переживаний. С одной стороны, юноши и девушки испытывают огромную потребность в безудержной откровенности, не признающей никакой дистанции, в безраздельном погружении в пространство внутриличностных переживаний друг друга. С другой – интимные переживания используются для того, чтобы глубоко уязвить друг друга, как бы испытать психологическую устойчивость партнера по общению.

Особое место в возрасте ранней юности занимают такие переживания как юношеская дружба и юношеская влюбленность. Здесь ярко проявляются половые отличия. Потребность в глубокой дружбе у девушек возникает в среднем на полтора года раньше, чем у юношей. Девичья дружба гораздо более эмоциональна, девичьи отношения более утонченны  и насыщены психологическими мотивами, главный из которых – мотивы сопереживания, сочувствия, обсуждение сокровенного. У юношей дружба носит более возвышенный, идеально-ориентированный характер: обсуждение общих идей, участие в общих увлечениях, потребность в мужской солидарности и необходимость обсуждения отношений с противоположным полом.

В ранней юности может возникнуть так называемая «первая любовь», т.е. романтическое увлечение представителем противоположного пола, в котором сексуальность выступает фактором, влияющим на межличностные отношения, но не определяющим их содержания. Влюбленность в ранней юности – очень важное, личностно значимое переживание. В современной психологии считается: от того, как молодые люди переживут юношескую влюбленность зависят дальнейшие стратегии мужско-женских отношений и даже этико-эмоциональное качество сексуальной жизни человека. Дело в том, что первая любовь дает совершенно другое измерение жизни юноши и девушки. Ведь в этих отношениях они раскрываются уже не как хороший или плохой ученик, сын, товарищ. Не как хорошая или плохая школьница, дочь, подруга. Впервые, молодые люди, предстают друг перед другом такими, какими они есть. Зачастую даже абстрагируясь от социального контекста жизни, столь важного, скажем, в возрасте социальной зрелости. Именно в ранней юности так важно для партнера по отношениям, какой ты человек, а ни кто у тебя родители, какой марки у тебя автомобиль и т.п. Иными словами, первая любовь – это испытание на личностную значимость и личностную востребованость молодых людей друг для друга. Это также школа формирования мужско-женских отношений, т.к. именно рыцарское, уважительное, избирательное отношение к девушке, а со стороны девушки – сочувственное, заботливое и восторженное отношение к юноше создают психологическую основу здоровых и полноценных мужско-женских отношений в будущем. Юношеская влюбленность – явление чрезвычайно хрупкое даже при весьма выраженном эмоциональном компоненте. Взаимоотношения юношей и девушек сталкивают их с множеством нравственных проблем, начиная с ритуала ухаживания, знакомства с родителями, объяснения в любви и кончая проблемами этической самодисциплины или сексуальных отношений.

Как правило, юношеская влюбленность завершается расставанием. Однако известно: ее психологическая значимость огромна. Она завершает психосексуальное созревание юношей и девушек, готовя их к выполнению функции мужа и жены, отца и матери.

 

23.3. Психические процессы и состояния

в возрасте ранней юности

 

Возраст ранней юности, помимо становления личностных черт, представляет собой важнейший этап в развитии психических процессов и состояний. Это развитие охватывает как количественную, так и качественную стороны психики. Количественные изменения касаются степени развития потенциала психических процессов: мышления, памяти, внимания, воли, речи, воображения и т.п. А качественные относятся к структурным изменениям и психических процессов, и состояний, и свойств. Рассмотрим эти изменения детальнее.

Прежде всего активируется и становится гораздо самостоятельнее мышление. Юноши и девушки становятся критичнее, начинают пытается нестандартно подходить к решению проблем, прежде всего в качестве жизненно важных задач. Мышление становится дивергентным, т.е. таким, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество правильных ответов. В возрасте ранней юности высокие показатели отмечаются у словесной памяти, высоко развита речь. Ярко проявляется литературное дарование. Формируется индивидуальный стиль, что проявляется и в манере мыслить и выражаться, и в манере вести себя и одеваться. И в способах деятельности: рутинном или творческом стиле, ориентации на возвышенные или приземленные цели, а также в формировании идеального героя-образца для подражания. Особое место в общих процессах психического созревания в это время занимает резкое развитие общих и специальных способностей, достижение социально признанных высот в разных сферах деятельности, в особенности, в спорте.

Психические состояния в возрасте ранней юности определяются несколькими аспектами жизни. Оформлением половой идентификации не только в представлении о себе или о мужчине или женщине, но, помимо этого, в изменяющейся внешности. К этому возрасту изменяется оволоселость и пропорции тела. Юноши привыкают к тому, что черты их лица и фигуры приобретают выраженные мужские формы. Девушки раздаются в бедрах, а рост груди у некоторых из них может вызывать смущение. В связи с этими особенностями организма изменяются и эмоциональные состояния. Основные направления здесь – достижение эмоциональной зрелости. Человек в юношеском возрасте реагирует эмоционально, как правило, на социально значимые ситуации. Его высшие чувства, этические в частности, определяются общими принципами справедливости или несправедливости, а не конкретными ситуативными событиями. При этом противоречия между уровнем притязаний и образом «Я» приводят к тому, что такого рода эмоциональная напряженность, свойственная подростку, распространяется и на годы ранней юности. В сущности, юноши и девушки примерно с 18 лет значительно сдержаннее, чем подростки, независимо от типа темперамента и нервной системы.

Расширение круга личностно значимых отношений, примеривание на себя различных социальных ролей, связанных с предполагаемым выбором профессии вызывает в ранней юности сложную гамму этических чувств – чувство долга перед родителями, чувство товарищеской солидарности со своей малой группой, чувство вины за нарушение высоких норм поведений и т.п. Вместе с тем на первый план выходят и праксические чувства, связанные с необходимостью самостоятельного распоряжаться деньгами, с тем, что надо ладить со многими людьми, правильно распоряжаться личным временем и т.п.

Помимо указанных аспектов эмоциональной жизни ранняя юность отличается и психическими состояниями, вызванными именно несоответствием форм маскулинности – фемининности воображаемым или имитируемым образцам. Девушки особо остро переживают по поводу своей полноты, иногда мнимой, ради похудения некоторые из них придерживаются опасных для здоровья диет, другие попросту голодают. Юноши озабочены фактурой мышц и прибегают даже к анаболитическим гормонам, стимулирующим рост мышечной ткани, изматывая себя изнуряющими тренировками для увеличения рельефа мышц.

Все это в целом отражает динамику интериоризированных процессов социальной перцепции, в результате которых оформляется «образ Я».  В формировании этого целостного психического образования отмечаются: последовательность и целостность, контрастность и противопоставление себя другим, когнитивная сложность и дифференциированность и, наконец, структурирование замысла жизни в отношении собственного «Я»: чего я хочу, что я могу, ради чего мне жить. Таков психологический венец всех процессов становления личности молодого человека в возрасте ранней юности.

 

23.4. Становление мировоззрения как

стержневая перспектива личностного развития

 

Возраст ранней юности, в котором перед человеком впервые во всей глубине и остроте встает вопрос о смысле жизни, предполагает решения молодыми людьми, юношами и девушками, целого ряда психологических, личностно значимых задач. Это, во-первых, осмысление и формирование в структуре своей личности устойчивого мотивационного ядра, т.е. такой системы мотивов жизнедеятельности, которая позволяла бы сохранять ясное ведение жизненных целей, несмотря на обилие внешних препятствий. Во-вторых, выработку в себе психологической гибкости и умения ладить с различными людьми, усваивать нужную и отвергать бесполезную информацию. Это, в-третьих, выработку у себя достаточной степени лично независимости и форм поведения, соответствующих социально ценным образцам. Это, в-четвертых, выработку активной и просоциально ориентированной жизненной позиции, установок и взглядов, которые не отвергали бы сложность бытия во всех его проявлениях, а, наоборот, отражали бы многомерность мира. Это, в-пятых, формирование у себя высоких умственных, эстетических и этических запретов и требований к себе, а также системы общения, отражающих пределы, и эволюционные принципы и перспективы человеческого развития.

Речь, таким образом, идет о том, что именно становление и выработка мировоззрения, т.е. системы взглядов и оценок действительности и своего места в мире – вот что является стержневой перспективой личностного развития в ранней юности. Именно мировоззренческий поиск, включающий в себя выбор ценностных ориентаций, выработку социальной и экзистенциальной рефлексии, углубленный самоанализ, стремление открыть для себя подлинное искусство, подлинную философию и даже сформулировать свой подлинный символ веры – вот что определяет духовные искания в ранней юности. И в этих процессах особенно зримо проявляются такие экзистенциальные и культурные параметры личности как высота – низость; глубина – мелкость, широта – узость. Неспособность или нежелание воспринимать трагическое в искусстве и в жизни, склонность отдавать предпочтение внешним и стереотипным формам определенного стиля в музыке (которая, кстати, может специально разрабатываться как признак молодежной субкультуры, например, «рок-музыка» или «психоделическая-музыка», т.е. явно коммерческие виды музыкальных шумов, предназначенные для индуцирования трансовых измененных состояний сознания), увлечение современной техникой лишь в качестве потребителя – разве все это не характеризует определенный социальный тип молодого человека? Так же как бритая голова, высокие со шнуровкой ботинки и майка с джинсами – другой социальный тип. И агрессивные бритоголовые, и одурманенные наркотиками томные хиппи – всего лишь продукт специально предназначенной для молодежи массовой эрзацкультуры, общее направление которой – предложить юношам и девушкам желательные и удобные формы поведения с заранее вложенными в них смыслами. Точно таким же образом китайские хунвейбины 60-х или 70-х годов или советские комсомольцы 20-х – 30-х годов ХХ века – типичный пример несамостоятельного решения, т.е. нерешения проблемы отношений с жизнью и миром. В наше время, когда в республиках разрушенного Союза советских социалистических республик процветает безработица и бандитизм, наркомания и проституция, когда разрушены общественные идеалы построения общества равных прав и возможностей и на деле осуществляются принципы олигархического распоряжения судьбами миллионов людей, жизненно важная задача каждого юноши и девушки приложить максимум усилий для того, чтобы поддержать друга и подругу, напрячься и попытаться получить столь необходимое для выработки научно обоснованного мировоззрения высшее образование. И, главное, не сдаваться, помнить: развитие человека и общества неравномерно. В нем происходят скачки и перерывы. Возможны откаты назад. Но история человечества доказывает: эволюция в целом необратима. А, значит, задача молодых людей – развивать свое мышление, память, чувства, приобщатся к подлинным достижениям человеческой культуры, не овладев которой невозможно прожить полноценную жизнь, объективный смысл которой – оставить развивающее культурное наследие для будущих поколений.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Укажите временные границы ранней юности и ее основные психологическое содержание.

2. Перечислите важнейшие предпосылки успешного прохождения молодыми людьми этого возрастного этапа.

3. Дайте определение общей психологической цели молодых людей в возрасте ранней юности.

4. Чем объясняется повышенная тревожность в возрасте ранней юности?

5. Перечислите и объясните типичные личностные черты молодых людей в возрасте ранней юности.

6. Дайте психологический анализ феномена «первой любви».

7. Проанализируйте психосоциальные показатели признания личностной зрелости молодых людей в возрасте ранней юности. Раскройте двойственность социального положения молодого человека в этот период.

8. Проанализируйте психологические отличия в дружбе между юношами и девушками.

9. Опишите психологические процессы и состояния, свойственные ранней юности и становления мировоззрения как стержневую перспективу личностного развития.

 

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1973.
  2. Психология: Учебник / Под ред. проф. А. А. Крылова. – М.: Проспект, 1998.
  3. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: Ленато, 1996.
  4. Кон И. С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1982.
  5. Шумилин Е. А. Психологические особенности личности старшеклассника. – М.: Педагогика, 1979.
  6. Шадриков В. Д. Духовные способности. – М.: Магистр, 1996.
  7. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. – М.: Когито-Центр, 2000.

→ ОГЛАВЛЕНИЕ