Електронний підручник “Основы психологии” (рос)

 

→ ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Раздел 5. Психосоциальные явления

Глава 17. Личность

 

17.1. Общая характеристика явления

 

Личность – это особое психосоциальное образование, качество человека, проявляющаяся в его духовной зрелости, социальной значимости, осмысленном и авторском вхождении в систему деятельностей по воспроизводству человеческого типа жизни.

Общим местом является утверждение о том, что личностью не рождаются. Это безусловная истина. Личность есть сложное психосоциальное явление, которое возникает в историко-культурном измерении относительно недавно, с возникновением христианства как культурообразующей религии. Именно с тех пор человеческое «Я» приобрело значимость этической автономности.

В отношении к отдельно взятому человеку личность выступает особым психосоциальным качеством, которое может развиться, а может и не сформироваться в условиях современной жизни. Чрезвычайно сложное образование, личность как явление исследуется помимо психологии многими науками: социологией, этикой, историей, культурологией и др.

Что же необходимо для того, чтобы из родившегося человека вышла личность?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вначале рассмотреть два смежных понятия, разграничение которых позволит уяснить и место третьего понятия – «личность» в описании сложной феноменологии (совокупности явлений, phenomenon – явление по-гречески), относящийся к психологическим характеристикам вида Homo Sapiens: человек и индивидуальность.

Коренным, исходным понятием здесь является понятие «человек»: Человек – это прежде всего биологический вид, занимающий определенное место на дереве эволюции. Человек принадлежит к отряду приматов, подотряду высших приматов, семейству гоминид, виду Homo Sapiens. Как биологический вид человек отличается особой телесной организацией: большим объемом черепной коробки, прямохождением, особым строением гортани, позволяющим издавать членораздельные звуки, отсутствием хвоста, слабой волосистостью, относительным развитием длины нижних конечностей по сравнению с верхними, особым развитием первого (большого) пальца на руках и др.

По данным генетики, 97,4% генов у человека и у человекообразных обезьян являются общими, однако 2,6% отличия создали природные предпосылки для развития собственно человеческой психики. Уже в человеческом зародыше заложены генетические предпосылки становления собственно человеческих признаков – как биологических, так и психических. Строение тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, мозг обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки – перспективу использования орудий и т.д. Поэтому когда мы говорим «человек», мы влагаем в это слово прежде всего то содержание, которое характеризует высшую ступень развития живых существ на Земле. Вместе с тем, слово «человек» имеет и обыденное значение. Так, мы говорим: «хороший человек», «плохой человек», вкладывая в этот термин житейские оценки и соображения. Таким образом, понятие «человек» отражает сущностные особенности и является исходным, родовым по отношению к данному виду живых существ понятием.

Когда же мы рассматриваем отдельно взятую человеческую особь, т.е. индивида (от «individuum» – неделимое по-латыни), мы отвлекаемся от общебиологических свойств человека как вида, поскольку они одинаковы для всех людей и сосредотачиваемся на присущих только данному человеку психологических чертах и особенностях. Вот это-то своеобразие психологических свойств, состояний и качеств данного конкретного индивида, отличающее его от других людей, и называется индивидуальностью. Индивидуальность особи проявляется в особенностях конституции, темперамента, характера, психических процессов и состояний, в мотивах, стиле деятельности, способностях и т.п. Индивидуальность, есть, таким образом, природное своеобразие человека, преломившееся, благодаря овладению культурой, в его внешности и поведении как совокупности психических процессов, свойств и состояний. Индивидуальность конкретного человека проявляется в преобладании определенных психологических свойств темперамента (скажем, сензитивности) или характера (например, обидчивость), в своеобразии процессов мышления или воображения, силе воли, внешности и т.п. В конечном итоге именно индивидуальность, непохожесть отличает нас от других в непосредственном поведении.

Личность – это не столько природное, сколько именно и прежде всего социокультурное и духовное качество человека, которое характеризует его как деятеля, автора, творца собственной жизни. Личность поэтому есть психосоциальное образование, определяющееся и формируемое социально значимой деятельностью. Важнейшей особенностью деятельности является то, что она выступает субъектом общественных отношений: трудовых, правовых, семейных, политических, групповых, этнических, межличностных и т.п. Кратко говоря, личность – это сознательный человек, несущий ответственность за способы и результаты своих действий. Уже из этого краткого определения очевидно, что сущность личности не сводится только к психологическим свойствам данного индивида, т.е. к индивидуальности. Сущность личности заключена именно в общественном смысле и назначении ее деятельности, т.е. в ее социальном качестве. Поскольку быть личностью – чрезвычайно важная миссия человека, это психосоциальное явление и понятие выступает важнейшим предметом интереса как в психологии, так и во многих других науках. Сама постановка вопроса о личности, о том, что задача человеческого сообщества обеспечить возможности стать личностью каждому члену общества затрагивает интересы практически всех членов общества. Дело заключается в том, что личность – это человек, который осознает и отстаивает определенные этические, эстетические, праксические, аксиологические – (от «axia» – ценность, греч.) ценности. И эти ценности могут противоречить сложившимся нормам, задевать интересы власть имущих, вызывать конфликты в социуме. Личность способна выбирать и отстаивать тот или иной образ жизни, способствовать развитию человечества или, наоборот, тормозить его. Вот почему проблеме личности уделяется столь значительное внимание в современной психологии. Достаточно сказать, что в современной психологии одних только концепций личности насчитывается несколько десятков.

 

17.2. Основные психологические подходы

к исследованию личности

 

В современной психологии сложились устойчивые подходы к изучению личности, наиболее известные из которых: психодинамический, поведенческий, деятельностный, когнитивный, экзистенциальный и трансперсональный. Последние два часто объединяются термином «гуманистический подход».

Каждое из указанных направлений содержит более или менее сложные теоретические построения, экспериментальную и опытную основу присущих им воззрений. Некоторые из подходов представляют собой весьма устойчивые концепции, т.е. системы взглядов на психологическую природу личности (психодинамический, гуманистический, деятельностный подходы). Другие представляют собой научные теории, т.е. подкрепленные экспериментальным путем гипотезы относительно научно постигаемых истин, отражающих психологическую природу личности (поведенческий и когнитивный подходы).

Кроме того, в рамках указанных подходов разработаны в развитие или в противовес им многочисленные смежные теории и методы исследования личности. Так что современная психология личности выступает в качестве самостоятельной научной дисциплины.

Психодинамический подход к исследованию личности. Этот подход представляет собой первую теоретическую концепцию личности в психологии. Его автором является Зигмунд Фрейд (1856 – 1939), великий австрийский психолог, основатель психоанализа. Согласно З.Фрейду, человек – существо, управляемое динамикой неосознаваемых влечений (отсюда термин – «психодинамический»), а личность – это устойчивое человеческое «Я», которое имеет следующую структуру: Id («Оно» по-латыни) – Ego (собственно «Я» по-латыни) – SuperEgo (сверх-Я). Id – вместилище инстинктивных влечений и подчиняется принципу удовольствия. Ego – центральная инстанция саморегуляции и руководствуется принципом реальности. SuperEgo – моральная инстанция личностного «Я», производящая оценку действий человека с точки зрения их социальной приемлемости. По З.Фрейду, Ego защищает себя от неприемлемых переживаний со стороны Id или SuperEgo с помощью защитных механизмов. Защитные механизмы суть психологические действия, снимающие напряжение с Ego. Их насчитывается всего около двух десятков: вытеснение, замещение, рационализация, проекция, отрицание, регрессия, компенсация, сублимация и др.[1]. Поскольку у человека имеется два основных влечения – к жизни (libido) и к смерти (mortido), именно динамика этих влечений в ходе жизни и искажение восприятия реальности под действием защитных механизмов составляют подлинную интригу существования личности (в психодинамическом подходе). Вместе с З.Фрейдом большой вклад в исследования психологии личности в рамках данного подхода внесли такие ученые как Карл Юнг, Альфред Адлер, Мелани Клайн, Хайнц Когут, Карен Хорни, Вильгельм Райх, Эрик Эриксон и др.

Поведенческий подход. В отличии от психодинамического, в котором главное внимание уделяется истории развития личности и ее внутренним переживаниям, поведенческий подход сосредоточен на трактовке личности как набора поведенческих стереотипов, обусловленных сочетанием обучения и реакций на стимулы. Основатели поведенческого подхода американец Джон Уотсон (1878 – 1958), русский физиолог И.П. Павлов (1868 – 1936), американец Бэррес Скиннер (1904 – 1988) и др. Особенно радикальными вкладами на психологическую природу личности отличался Б. Скинннер. Понятие личности Б. Скипнер относил к группе надуманных наряду с понятиями воли, творчества, свободы, достоинства. Согласно Б.Скиннеру, «личность – это поведенческий репертуар, соответствующий определенному набору обстоятельств». А человеческое поведение есть лишь функция, производное от социальных условий. В поведенческом подходе личность, таким образом, трактуется не как универсальное качество человека, а как продукт обстоятельств. Качества же самой личности (честность, самоконтроль, общительность и т.п.) суть продукты социального подкрепления в конкретных обстоятельствах.

Деятельностный подход. Разработанный в 30-е годы советскими учеными Л.С. Выготским (1896 – 1938), С.Л. Рубинштейном (1880 – 1959) и А.Н. Леонтьевым (1903 – 1979), деятельностный подход отличается от поведенческого в трактовке личности несколькими принципиальными моментами. Во-первых, деятельностный подход во главу угла полагает систему мотивов человека, иерархия которых определяет направленность личности. Во-вторых, трактует личность как иерархию деятельностей, выводя ценность личности из социальной и духовной значимости ее деятельности и средств, которыми она пользуется. В-третьих, деятельностный подход придавал и придает большое значение именно способностям как средству формирования функциональных органов (см.20.2) и создающих, собственно говоря личность в процессе персонализации индивида т.е. выделяя его из изначально полной и безраздельной социальной зависимости (младенец) в полноправного деятеля. Масштабность деятельности индивида, ее социальная и духовная ценность для живущих и будущих поколений выступает в деятельностном подходе мерилом личности. Личностная структура здесь включает в себя: биологический компонент личности (темперамент, характер, задатки-способности), компонент опыта (приобретенные и наработанные знания, умения и навыки) и компонент направленности (система мотивов, убеждений, ценностных смыслов).

Когнитивный подход. Представленный в психологии теорией личностных конструктов Джорджа Келли (1905 – 1965), факторной теорией черт личности Раймонда Кэттелла (1905 – 1994), факторной теорией личностных типов Ганса Айзенка (1916 – 1997) и рядом других, когнитивный подход использует способность логического размышления человека при создании (конструировании) картины мира, а также различные процедуры измерения психических черт личности.

Так, американский психолог Дж. Келли в своей теории личностных конструктов исходил из того, что личность не является некой фиксированной сущностью. Наоборот: что человек делает, как делает, определяет собой его личность. В теории Дж. Келли три основных момента являются базисными для понимания личности: роль, конструкт и конструирование. Личность, таким образом, в теории Дж. Келли представляет собой набор ролей (отец, сын, учитель и т.д.), набор конструктов (значимых утверждений, касающихся оснований классификации жизненно важных отношений) и преобладающие способы создания конструктов. Чтобы понять сущность этой  теории, достаточно взять несколько маленьких листочков бумаги (3 см х 4 см) и написать на каждом из них «роль» наиболее значимых для вас людей: отец, мать, друг, учитель, брат и т.д. Затем следует брать в любом сочетании по три таких листочка и отвечать всякий раз на один вопрос: чем двое из этих людей похожи и чем отличны от третьего? По существу, всякий раз, вы или испытуемый следуете логическому правилу исключения третьего, формулируя конструкт, т.е. базисное правило в собственной интерпретации мира. Количество и разнообразие конструктов – это и есть важнейший критерий в трактовке личности.

Американец Р. Кэттел полагал, что личность – это то, что позволяет предсказать, как человек себя поведет в той или иной ситуации, т.е. совокупность правил, которым подчиняется поведение человека во всех видах ситуаций. Р. Кэттелл путем математических измерений выделил общие, уникальные, основные и поверхностные черты личности. Затем он классифицировал их на темпераментальные, мотивационные и способностные. В итоге, в его структуре личность включает следующие компоненты: 35 личностных черт первого порядка (23 нормальных и 12 патологических), 8 второго порядка, 10 основных мотивационных побуждений (голод, гнев, любопытство и т.п.) и два типа интеллекта – подвижный и кристаллизировавшийся (результат обучения). Обобщенная в наиболее распространенной 16-ти факторной схеме личностных черт (свойств), данная теория получила широкое практическое распространение благодаря одноименному личностному тесту Р. Кэттела.

Британский психолог Г. Айзенк, как и Р. Кэттел, опираясь на математические методы анализа, выделил в структуре личности несколько десятков черт, однако, в отличии от Р. Кэттела, установил их зависимость от высших уровней организации поведения личности – личностных типов. Последних он выделил три: экстраверсивный, невротический и психотический. Иерархичность личностной структуры является отличительной стороной теории Г. Айзенка. Психотический тип личности характеризуется такими чертами как: агрессивность, эгоцентричность, импульсивность и др. Экстраверсивный – общительностью, активностью, смелостью, беззаботностью и т.п. Невротический – тревожностью, подавленностью, низкой самооценкой, застенчивостью и т.п. По мнению Г. Айзенка, генетические факторы являются определяющими для поведения личности.

Теории личности Р. Кэттела и Г. Айзенка называют еще теориями личностных черт.

Экзистенционально – трансперсональный (гуманистический подход). Данный подход к анализу и пониманию личности исходит из того, что в каждом человеке заложена потребность в личностном развитии, т.е. в раскрытии потенциала всех своих способностей в стремлении к некоему идеалу. Основателем гуманистического подхода к личности является американский психолог Абрахам Маслоу (1908 – 1970). Одно из главных понятий для характеристики личности, по А. Маслоу, – понятие «самоактуализация», т.е. всемерное раскрытие и применение своих талантов. Согласно А. Маслоу, самоактуализировавшаяся личность отличается следующими чертами: принятием себя и других; непосредственностью (естественностью), потребностью в уединении; независимостью, демократичностью, свежестью восприятия, доброжелательностью, креативностью, способностью к интенсивным (пиковым) переживаниям.

Позже идеи А Маслоу получили развитие в работах Карла Роджерса, Станислава Грофа. А собственно экзистенциальный взгляд на проблемы личности разрабатывался в трудах американского психолога Ролло Мея (1909 –1994), который, опираясь на труды европейских философов, разработал концепцию личности, в которой ключевые понятия – тревога, вина, свобода, миф, судьба, интенциональность (способность к активному действию) составили каркас личностной структуры.

Все вышеуказанные подходы показывают, что личность человека – это сложное образование, включающее в себя комплексы устойчивых и изменчивых признаков, определяющиеся как генетическими, так и социокультурными факторами, среди которых ведущее место принадлежит процессам, позволяющим человеку воспроизводить человеческий тип жизни. При этом можно по-разному трактовать природу и свойства личности. Но на самом деле реальные перспективы для становления и расцвета личности человека определяются усилиями людей по созданию истинно справедливого и гуманного человеческого общества.

 

17. 3. Становление личности

 

Становление личности представляет собой единство процессов ее формирования и развития. С каждым типом концепций и теорий, рассмотренных в предыдущем параграфе, связано и особое представление о развитии личности. Психоаналитическая концепция понимает развитие как адаптацию биологической по природе сущности человека к нормам и требованиям социума, выработку у человека компенсаторных способов действий, примиряющих его с запретами и нормами общества. Поведенческая концепция исходит из того, что главное для развития личности – это организация таких стимулов, которые бы модифицировали поведение человека в сторону приобретения социально желательных стереотипов. Когнитивные теории (в том числе теории черт личности) основывают свои гипотезы о развитии личности на том, что часть черт личности является генетически детерминированными и врожденными, а другие формируются прижизненно путем определенного межличностного взаимодействия. При этом и поведенческая, и когнитивная концепции объединяются в понятии «социализация», подчеркивая основополагающее значение общественных институтов в их влиянии на становление и формирование личности. Гуманистический подход трактует процесс становления личности как реализацию собственных потенций, способностей. Вместе с тем нельзя не заметить, что большинство этих концепций и теорий абстрагируются от реальных процессов в социуме, от реального места конкретного человека в общественной жизни, в производственных отношениях, отношениях собственности. Они абстрагируются от фактической беззащитности человека перед чудовищной мощностью современных индустриально – бюрократических корпораций, систем. Не рассматривают реальных зависимостей человека и возможностей его развития с учетом конкретных социальных условий, в которых он находится. Поэтому, скорее всего, именно деятельностный подход, во главу угла ставящий человека как деятеля, а систему производства как воплощение реальных властных и собственнических отношений, способен объективно и непредвзято анализировать и разрабатывать теорию и практику полноценного личностного развития. Ведь совершенно ясно, что если в обществе не будут решаться вопросы справедливого распределения отношений собственности, предоставления всем детям возможности учиться по их способностям, а не по финансовым ресурсам родителей, бессмысленно говорить о личностном развитии как о перспективе для всех. Лишь приобщение всех членов общества, с раннего детства к высокой человеческой культуре, подлинной науке и разнообразным видам социально значимой деятельности может выступить залогом полноценного личностного развития каждого нового человека, рождающегося беспомощным младенцем и могущего персонализироваться во всесторонне развитую личность. Личность, двигающую вперед, к новым идеалам истины, добра и красоты все человечество.

 

17.4. Социальные типы личности

 

Поскольку личность – явление детерминируемое социальными и социокультурными особенностями жизни данного общества, психологи с первой трети ХХ века пытались установить зависимость типа личности от типа социума. Одним из первых такую попытку предпринял американский психолог Ричард Мертон еще в 30-е годы ХХ столетия. Исходя из того, что любые социальные структуры выполняют две главные задачи: определяют цели общества и определяют пути достижения этих целей, он выделил следующие типы личностей на основании отношения их к этим двум задачам. Конформистский тип личности – с готовностью принимает цели и способы достижения. Новатор – принимает только цели. Ритуалист – принимает только способы достижения. Мятежный тип – не принимает ни цели, ни способы достижения. Изоляционист  – не разделяет ни способы, ни пути, отдаляясь от них.

Позже американский теоретик неофрейдистской ориентации Э. Фромм в качестве наиболее отталкивающего типа личности современного капиталистического общества выделил так называемый рыночный тип. Это – человек, который готов быть таким, каким следует быть, чтобы за это хорошо платили. Еще один отталкивающий тип личности, выделенный Э. Фроммом, – авторитарная личность. Авторитарная личность является продуктом тоталитарного государства и отличается следующими качествами: приверженностью правилам, агрессивностью, суеверием, ханжеским отношением к проблеме секса, цинизмом, т.е. отсутствием веры в идеалы, преклонением перед власть имущими.

В 50-е годы Карен Хорни выделила три типа личности в зависимости от преобладающих установок в общении: отрешенный, агрессивный и податливый.

В советской психологии тип личности выводился из идеологии, носителем которой был тот или иной человек: «настоящий коммунист» (пролетарской), капиталист (буржуазной), безыдейный эгоист (мещанской), ограниченный личным интересом (крестьянской) и т.д.

На самом деле связь между социальной типологией личности и преобладающим в обществе типом производственных и общественных отношений, в том числе – отношений имущественных, отношений собственности, конечно, существует. Более точно здесь следует говорить о социальном типе характера, но чтобы подчеркнуть значимость социальных влияний на человека, психологи предпочитают употреблять выражение «социальный тип личности».

В этом смысле безусловно можно говорить о типе личности мелкого собственника, свободного художника, крупного собственника и т.д. В художественной литературе выделяются так называемые социокультурные типы личностей, т.е. типы, в основе которых лежит свойственный им способ, стиль действий: Злодей (низкие и преступные способы действий); Герой (возвышенные и романтические способы действий); Авантюрист (беспринципный и неразборчивый в способах и средствах действий человек); Жертва (беспомощный, бездеятельный человек) и др.

Таким образом, социальный тип личности есть не надуманная, а реальная психосоциальная категория, которая отражает действительное своеобразие человеческих качеств, порождаемых той или иной эпохой.

Так, в средние века характерными социальными типами личности были рыцарь, монах, крестьянин. В эпоху традиционного капитализма – предприниматель, коммерсант, рабочий. В постиндустриальную эпоху – менеджер, полицейский, юрист, банкир и т.д. Смена типа общества приводит и к смене преобладающих типов личности людей, живущих и действующих в данных условиях.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Дайте определение понятию «личность»; охарактеризуйте сущность явления.

2. Назовите основные психологические подходы к исследованию личности.

3. Объясните, каковы представления о развитии личности в основных концепциях, трактующих это понятие.

4. Назовите основные социальные типы личности, в зависимости от критериев их выделения.

5. Приведите примеры социокультурных типов личности из известных вам классических литературных произведений.

6. Объясните отличия понятий: «индивид», «индивидуальность», «личность».

7. Проведите сопоставительный анализ когнитивного и трансперсонального подходов к исследованию и трактовке личности.

8. Проанализируйте отличия в психодинамическом и деятельностном подходе к исследованию и трактовке личности.

9. Обоснуйте возможности поведенческого подхода в объяснении возникновения социального типа характера.

10. Осветите социальные и психологические условия становления личности.

 

 

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 1995.
  2. Бодалев А.А. Психология о личности. – М.: Педагогика, 1988.
  3. Братусь Б.С. Аномалия личности. – М.: Мысль, 1988
  4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977.
  5. Юнг К.Г. Психологические типы. – СПб.: Ювента, М.: Прогресс-Универс, 1995.
  6. Столин В. В. Самосознание личности. – М.: МГУ, 1983.
  7. Мерлин В. С. Личность как предмет психологического исследования. – Пермь, 1988.
  8. Фрейд З. введение в психоанализ: Лекции. – М.: Педагогика, 1991.

 

→ ОГЛАВЛЕНИЕ