Електронний підручник “Основы психологии” (рос)

 

→ ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Раздел 4. Психические свойства человека

Глава 15. Способности

15.1. Общая характеристика способностей

 

Способности – это психические свойства человека, наличие которых позволяет ему максимально успешным образом выполнять ту или иную деятельность.

При прочих равных условиях жизни и деятельности способный человек достигает значительно больших результатов по сравнению с другими людьми в том виде деятельности, которому соответствуют его нервно-психические свойства. Соответственно, неспособность означает, что у человека отсутствуют требуемые нервно-психические свойства. Поскольку любая деятельность носит комплексный характер, способности нельзя свести к одному какому-либо свойству. Способность – именно синтез свойств, которые обеспечиваются морфологическими (строение соответствующих отделов мозга и органов) и функциональными (проявляющиеся способы действий) особенностями строения нервной системы и психики конкретного индивида.

Никакая отдельная способность не может обеспечить успешное выполнение деятельности.

Способности к музыке не обеспечиваются одним только музыкальным слухом. Способности к конструированию не определяются одним только воображением. Поэтому у способностей различают качественную и количественную стороны. Качественная характеристика способностей означает тот вид деятельности, в котором они проявляются (математика, музыка, поэзия, виды спорта и т.д.), а количественная характеристика описывает степень (уровень) их развития.

Способности не тождественны приобретенным знаниям, умениям и навыкам. Способности выступают как нервно-психические предпосылки к потенции формирования функциональных систем, которые и обеспечивают овладение знаниями, умениями и навыками и в то же время сами формируются и развиваются в процессе обучения.

В тридцатые годы английский психолог Л. Тэрстоун выделил так называемые семь первичных умственных потенций: счетную способность; словесную гибкость; словесное восприятие; пространственную ориентацию; память; способность к рассуждению и быстроту восприятия сходства и отличий в предметах и их признаках. Согласно многочисленным психологическим и биохимическим исследованиям, общий уровень умственных способностей человека является результирующей от взаимодействия с окружающей средой, качество и насыщенность которой разными стимулами имеет огромное значение. Эта позиция получила название: эпигенетический подход.

Создание специальных тестов для измерения базисных умственных потенций (тесты интеллекта) позволило придти к выводу, что у 2-3% человеческой популяции имеется умственная отсталость, а у 1-2% людей – чрезвычайно высокий уровень интеллекта. Исследованиями также доказано, что психическая стимуляция уже с первых месяцев жизни ребенка может иметь огромное значение для интеллектуального его развития. В этом отношении показаны эксперименты с животными. Так, если для крыс или кроликов создать обогащенную стимулами среду обитания – насыщенную качелями, барабанами, лабиринтами, педалями, подающими корм или включающими звонки – у них возрастает обучаемость за счет интенсивного роста коры головного мозга. По-видимому, точно такие же процессы происходят и с людьми, особенно с детьми. Вот почему культурно обогащенная среда так важна для интеллектуального развития ребенка, без чего даже генетически обусловленные высокие показатели умственных способностей могут остаться невостребованными.

Помимо интеллектуальных потенций в психологии выделяются и креативные потенции, т.е. творческие способности. Креативность – это способность человека к созданию оригинальных, нестандартных продуктов деятельности, как правило, относящихся к различным областям искусства. Между уровнем интеллекта и креативностью нет прямых соответствий. Известно лишь, что при достаточно высоком уровне интеллекта отсутствует корреляция между интеллектом и творческими способностями. Встречаются сочетания высокого уровня интеллекта и низкого уровня креативности, либо низкого уровня интеллекта и высокого уровня творческих способностей. Таким образом, проблема общих умственных способностей во многом остается открытой для современных исследований. Вместе с тем в настоящее время можно считать достоверно установленным, что именно определенные врожденные особенности нервно-мозгового аппарата, в частности, пластичность нервных процессов, наличие определенных аминокислот в структуре мозговых тканей, хорошее снабжение мозга кровью (гибкость, прочность и разветвленность мозговых сосудов и капилляров), полноценное питание и культурно обогащенная внешняя среда в сочетании с разнообразным, эмоционально насыщенным общением являются важнейшими предпосылками развития психических способностей человека.

 

15.2. Задатки, склонности и способности

 

Природные предпосылки проявления и становления способностей называются задатками. Задатки – это совокупность морфологических (анатомо-физиологических) и психофизиологических (в том числе нейрофизиологических, биохимических и биофизических) основ, влияющих на предрасположенность индивида к успешному осуществлению той или иной деятельности. Конечно, строением мозга не предусмотрено, какой вид деятельности будет осуществлять человек. Это зависит от конкретных социально-исторических и социально-экономических условий его жизни. Дело здесь в другом, а именно: большая или меньшая возбудимость и подвижность нервных процессов, тонкость звукоразличительной дифференцировки слухового анализатора, легкость формирования специфического «чувства времени», длинные и гибкие пальцы – это несомненные музыкальные задатки. Но трансформируются ли эти задатки в музыкальные способности вовсе не определено самим фактом их наличия. С другой стороны, совершенно очевидно, что если два человека с одинаковым усердием будут заниматься музыкой, то больших успехов добьется тот из них, у кого изначально более благоприятные задатки. Задатки, таким образом, служат важной предпосылкой развития способностей, хотя сами способности развиваются именно в деятельности.

Как задатки развития определенных способностей могут рассматриваться и типы высшей нервной деятельности. Так, сила нервных процессов в сочетании с уравновешенностью и подвижностью (сангвиноидный темперамент) благоприятствуют формированию организаторских способностей. Слабая нервная система, представители которой обладают высокой чувствительностью, благоприятна для формирования художественных способностей.

Первым признаком наличия у человека определенных задатков являются склонности. Склонности проявляются в стремлении ребенка к определенной деятельности, в интересе к содержанию тех или иных сфер человеческой деятельности. Тесная взаимосвязь между задатками и склонностями наблюдается и у взрослых. Иногда в жизни бывает так, что у человека не было возможности реализовать свои способности, например, к живописи. Но вот резкая перемена условий жизни приводит к тому, что ранее проявлявшиеся склонности на основе определенных задатков вдруг получают возможность развиться и у человека резко проявляются способности к той же живописи. Показателем склонностей является страстное влечение к деятельности, обусловленное не внешними причинами («признание», «успех»), а именно глубинным тяготением к ней.

Вот почему так важно предоставить ребенку самые широкие возможности для приобщения к различным видам труда, спорта и искусства. Тогда смогут проявиться его склонности, и на основе имеющихся задатков развиться способности. А реализация социально ценных способностей станет источником утверждения человеком себя и своего человеческого достоинства в социуме. Ведь именно социально ценные способности и придают человеку высшую ценность среди других людей.

 

15.3. Структура, виды и уровни развития способностей

 

Способности как развитые функциональные системы, определяющие способы действий, свойственные той или иной человеческой деятельности, имеют сложную структуру. Структура способностей – это их строение, их состав.

Так, структура математических способностей включает в себя следующие образования: способность к обобщению, способность к свертыванию процесса математического рассуждения, высокий уровень оперативной памяти, гибкость мыслительных процессов и т.п. Структура литературных способностей предполагает высокое развитие эстетических чувств, высокую сензитивность к средовым воздействиям, развитую образную память, богатое воображение, чувство языка, высокую экспрессивность и т.п. Специфическое строение имеют музыкальные, педагогические, конструкторские, врачебные способности и.т.д. Для структуры способностей очень важны и свойства темперамента и характера, поскольку именно они обеспечивают единство, общую гармонию в реализации человеком своего потенциала.

Различают также виды способностей: общие и специальные. Под общими способностями понимается такая система психических свойств, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении и осуществлении различных видов деятельности.

Специальные способности – это такие психические свойства, которые позволяют индивиду достигать высоких результатов в какой-либо определенной сфере деятельности.

К общим способностям относится преобладающая у человека типология одного из трех типов людей, выделенных И.П.Павловым: «художественный», «мыслительный» или «средний» тип. Эта типология основана на преобладании первой или второй сигнальной системы у данного индивида. Тем, у кого преобладает первая сигнальная система, свойственны яркость образов, впечатлительность, эмоциональность. Им легче даются профессии художника, актера, музыканта, поэта. Тем, у кого преобладает вторая сигнальная система, легче оперировать абстракциями, словесно-логическими и понятийными схемами. Им легче даются профессии, относящиеся к точным наукам. «Средний» тип характеризуется относительной уравновешенностью сигнальных систем. Такие люди находят себя в широком круге человеческих профессий, в частности в системах: «человек – природа», «человек – человек», «человек – техника».

Специальные способности обусловлены задатками и склонностями к определенному и весьма специфическому виду деятельности. Так, способность к игре в шахматы, музыкальные или двигательные способности – это именно специальные способности. Они предполагают особые задатки и особые компоненты (так, например, двигательные способности, как, скажем, к балетным танцам, предполагают особое строение тела, опорно-двигательного аппарата, нервно-мышечного аппарата, особые свойства нервной системы, обеспечивающие быстроту и точность восприятия и управления собственными движениями. Именно поэтому в хореографических училищах существует особая система отбора детей).

По уровню развития способностей выделяют следующие степени их проявления: одаренность, талантливость, гениальность.

Одаренность – это наличие у человека задатков и склонностей, которые проявляются в формировании и проявлении у него способностей к тому или иному виду деятельности, о чем можно судить по быстрым темпам овладения ею и высоких результатах осуществления. Различают общую одаренность и специальную – по характеристике проявленных способностей. О человеке говорят «одаренный» до тех пор, пока он показывает успешную динамику в овладении деятельностью и ожидается, что покажет высокие результаты.

Когда уровень развития способностей обеспечивает такие результаты деятельности, которые отличаются принципиальной новизной, недостижимостью для других и выделяются своей социальной ценностью, они определяются как талант, талантливость. Талант – это высочайший уровень развития способностей, который обеспечивает создание выдающихся произведений искусства, достижения выдающихся результатов в той или иной деятельности. Талантливый человек – огромная ценность в человеческом сообществе, поскольку все выдающиеся открытия, произведения техники и искусства созданы именно талантливыми людьми.

Высшая степень талантливости – гениальность. Гениальность – это такой уровень развития способностей человека, при котором результаты его деятельности составляют целую эпоху в жизни общества и навсегда входят в сокровищницу человеческой культуры и цивилизации. Гениальные люди – достояние всех землян. Именно гении человечества служат путеводными маяками в вековечной борьбе людей за истину, добро и красоту как высшие ценности, составляющие смысл жизни человека и человечества.

Невозможно представить себе жизнь людей без «Джоконды» гениального Леонардо да Винчи. Без бессмертных трагедий гениального Уильяма Шекспира. Гений привносит в жизнь всех людей нечто такое, что делает невозможной их прежнее существование. Становится нельзя жить так, как если бы «Моны Лизы» не было. Она есть. И сам факт присутствия этого шедевра в мире людей служит как бы напоминанием, к чему должны стремиться люди. Гений отличается от таланта тем, что открывает новые горизонты и новые пути человеческого существования. Люди, одаренные гениальными способностями к разным видам деятельности именуются конгениальными.

 

15.4. Развитие и формирование способностей

 

Развитие и формирование способностей обусловлено конкретными социально-историческими условиями жизни людей и связано с овладением человеком накопленной поколениями материальной и духовной культурой.

Непосредственным источником развития и формирования способностей выступает деятельность в разных ее видах: учебная, игровая, имитационная и производительная. Эта позиция составляет сущность деятельности подростка.

Способности развиваются постепенно, но неравномерно. На первом этапе развития способностей проявляются репродуктивные и подражательные элементы деятельности. Для последующих этапов характерно развитие и формирование самостоятельных действий. При этом одни способности проявляются раньше, другие – позже. Важным признаком проявления способностей является обучаемость, т.е. скорость овладения элементами деятельности.

Неблагоприятно сказывается на развитии способностей чрезмерная умственная или физическая перегрузка, приводящие к переутомлению и снижению работоспособности.

Раньше всех развиваются музыкальные и изобразительные способности (дошкольный возраст). Поэтические способности развиваются в подростковом возрасте. Математические и комбинаторные способности (способности к шахматной игре) бурно развиваются в возрасте ранней юности. Собственные открытия новых способов действий стимулируют развитие способностей. Самоуспокоенность и отсутствие адекватной мотивации резко снижают темпы развития способностей.

В ходе развития способностей ярко проявляется явление компенсации, т.е. восполнение одних способностей другими. Воспитание трудолюбия и работоспособности, любви к делу и деятельности, – залог разностороннего развития человека.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Дайте определение понятию «способности».

2. Назовите первичные умственные потенции, выделенные Л.Тэрстоуном.

3. Дайте определение креативности. Раскройте возможное соотношение между уровнем креативности и интеллекта.

4. Перечислите уровень развития способности и дайте краткую характеристику каждому из них.

5. Раскройте особенности неравномерности в развитии способностей.

6. Объясните сущность психологического понятия «задатки».

7. Охарактеризуйте структуру способностей.

8. Объясните критерии и специфику профессиональных наклонностей у трех типов людей, выделенных И. П. Павловым.

9. Проанализируйте, в чем совпадают и в чем отличаются друг от друга эпигенетический и деятельностный подходы в трактовке происхождения способностей.

10. Объясните, как и какие психофизиологические свойства нервной системы влияют на проявление различных способностей.

 

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1986.
  2. Айзенк Г. Проверьте свои способности. – М.: Мир, 1972.
  3. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу. – Пермь: Изд-во Пермск. ун-та, 1990.
  4. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. – М.: Педагогика, 1986.
  5. Крутецкий А. В. Психология математических способностей. – М.: Педагогика, 1968.
  6. Лейтес Н. С. Способности и одаренности в детские годы. – М.: Педагогика, 1984.
  7. Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются. Общество и способности человека. – М., 1989.
  8. Одаренные дети. – М.: Педагогика, 1991.

→ ОГЛАВЛЕНИЕ