КАФЕДРА ПСИХОЛОГІЇ І ТУРИЗМУ КНЛУ Електронний підручник “Основы психологии” (рос)

Електронний підручник “Основы психологии” (рос)

 

→ ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Раздел 2. Психические процессы человека

Глава 7. Речь

7.1. Общая характеристика речи. Речь и язык.

Основные функции речи

 

Речь – центральный психический процесс, отличающий человека от животных. Именно благодаря речи существует собственно человеческое мышление, в том числе и, прежде всего, теоретическое. Именно благодаря речи простейшие психические процессы – ощущения, непроизвольное запоминание, ситуативно обусловленные интеллектуальные действия животных трансформируются у человека в высшие психические функции. В такие психические процессы, благодаря которым человек достигает не ситуативно обусловленной ориентировки в мире, как другие живые существа, а внеситуативной. Человек может прогнозировать развитие событий, т.к. у него функционирует теоретическое мышление. Человек может использовать опыт ранее живших поколений, т.к. ему доступны тексты, в которых зафиксированы открытия и размышления живших ранее людей. Человек способен управлять своим поведением и поведением других.

Что такое речь? Чтобы понять сущность этого психического процесса, следует вспомнить основное назначение психики – это ориентировка в окружающем мире и выработка программ поведения и деятельности. До сих пор при рассмотрении психических процессов мы освещали так называемую предметную ориентировку, т.е. способы реакций на мир объектов и явлений. Но не менее важной стороной психики является и ориентировка живых существ друг в друге, и воздействие ими друг на друга, и выработка программ поведения и деятельности в отношении друг друга.

Для этого у всех живых существ существует система сигнализации. С помощью сигналов, т.е. специально производимых голосом или частями тела выразительных движений живые существа передают и получают друг о друге и друг от друга жизненно важную информацию.

Установлено, например, что у обезьян гамадрилов, имеется около 18 сигнальных криков. А у человекоподобных обезьян шимпанзе – около 40. Но не только обезьяны подают сигналы опасности, агрессии, ориентировочные и другие. Это же мы наблюдаем и у птиц, и у кошек, и у собак, т.е. у тех существ, которые существуют в непосредственной близости от человека. Совершенно ясно, однако, что системы сигналов присущи абсолютно всему животному миру, поскольку все живые существа общаются друг с другом.

При этом существует громадное, принципиальное отличие между сигнализацией у человека и животных. Отличие это состоит в том, что, во-первых, животные пользуются только сигналами, у которых нет самостоятельного вне ситуативного предметного значения, а есть только значение, привязанное к данной ситуации или функции. Иными словами, сигналы животных не обозначают объектов, а только состояния среды или собственное состояние: страшно, опасно, корм, возбуждение и т.п. Первое отличие можно сформулировать и так: у животных есть сигнал, но нет знака. Их крики и движения являются исключительно ответными по принципу безусловного или условного рефлекса, реакциями на тот или иной раздражитель.

Второе отличие сигнализации у животных и человека состоит в том, что человек в своих выразительных движениях и звуках пользуется не просто знаком, но системой знаков.

Чем же отличается знак от сигнала?

Во-первых, знак – это такое значение предмета или явления, которое никак не связано с обозначаемым предметом или явлением, кроме закрепленной за ним функцией представительства. Сигнал намертво связан с тем, что он обозначает. Ни один зоопсихолог не наблюдал у животного двух разных звуков для того же самого состояния.

А знак – отделим от обозначаемого, произволен, никак с ним не связан и, более того, заменим. Несвязанность знака с тем, что он обозначает, делает возможным создание универсальной знаковой системы, в которой знаки вступают друг с другом в отношения: обозначают одно и то же или противоположное, образуют иерархию значений, образуют правила соединения между собой. Самостоятельная жизнь знака делает возможным, во-первых, поведение человека, независимое от непосредственного действия раздражителей, т.е. отменяет его рефлекторность. И, во-вторых, производит сложную, существующую по определенным правилам знаковую систему, которая называется язык. Язык – это универсальная, тончайше дифференцированная, присущая исключительно человеку система знаков, главной единицей которой является слово. Слово – это центральный знак, основной носитель значения, главная единица языка. Слово выступает «сигналом сигнала» по выражению русского физиолога И.П.Павлова. Это означает, что с появлением словесного знака в эволюции психики те существа, которые выработали у себя эту способность – заменять, выражать, передавать значения вещей, явлений, отношений словом – получили возможность независимого существования в мире. Вот почему И.П.Павлов назвал это свойство человека отражать мир, прежде всего через слово, второй сигнальной системой. В отличие от первой – ощущений и восприятий, не опосредованных словом. Более того, человек на слово реагирует даже сильнее, чем на раздражитель от материального мира. Именно благодаря слову в широком смысле, а, точнее появлению языка как системы словесных знаков, существующих по особым правилам взаимодействия друг с другом, люди получили возможность управлять другими и собой, приручать животных, углублять и развивать все психические процессы, вплоть до выработки у себя сознания – высшего уровня развития психики.

Если язык – это универсальная система знаков, предназначенная для универсального взаимодействия людей друг с другом, т.е. для универсального общения (и с прошлыми поколениями, и с потомками, и непосредственно друг с другом вживую, и через тексты), то речь – это способ пользования языком в разных целях, т.е. с разными функциями.

Каковы же основные функции речи?

Первая функция речи – сигнификативная, т.е. функция обозначения. Она относится непосредственно к главному назначению слова в его употреблении – обозначить: предмет, явление, желание, отношение.

Вторая функция речи – коммуникативная, т.е. функция передачи сообщения, передачи знания, отношения, эмоции. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную, волеизъявительную.

Третья функция речи – функция саморегуляции, самоприказа. Именно эта функция является источником формирования сложного внутреннего мира человека и его высших психических функций, таких как воля, воображение, теоретическое и творческое мышление, нравственные чувства, сознание в целом.

Речь включает четыре процесса: говорение, слушание, чтение и понимание. Понимание означает, что речь невозможна без участия мышления, как и мышление без речи.

 

7.2. Физиологические основы речи

 

Как и все психические процессы, речь имеет весьма определенную и довольно сложную физиологическую основу. Ее базис составляет сложнейшая и особая система временных связей, дающая возможность замещающего отражения действительности благодаря специализации мозга на восприятии и мыслительной переработке речевых знаков. Это особое свойство человеческой психики русский физиолог И.П.Павлов именовал «чрезвычайной прибавкой к механизмам нервной деятельности». «Для животного, – писал великий ученый, – действительность сигнализируется почти исключительно только раздражениями, непосредственно приходящими в специальные клетки зрительных, слуховых и других рецепторов организма. Это то, что и мы имеем в себе как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды. Это первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными. Но слово составило вторую, специально нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом нервных сигналов».

Именно второсигнальные нервные связи составляют физиологический фундамент речи и других высших психический функций.

Собственно биологические предпосылки возникновения членораздельной речи связаны с анатомическими особенностями строения голосового аппарата и головного мозга человека.

Язык у человека заметно толще, чем, скажем, даже у человекообразных обезьян, и загибается в горло под прямым углом, т.е. у него высокие артикуляционные возможности. Человеческая гортань расположена значительно ниже, чем у обезьян и поэтому глотка, т.е. часть горла над гортанью, где формируются звуки речи, у людей гораздо больше, чем у остальных приматов.

У человека в головном мозге имеется 11 речевых зон, т.е. зон, отвечающих за звукообразование, звукопроизнесение, за соответствие звуков – обозначаемым им явлениям, за восприятие и понимание речевых сигналов – знаков.

Главными из этих 11 зон являются три: центр Брокá, который находится в лобной доле левого полушария и отвечает за приведение в действие речевого аппарата, т.е. за механизм говорения; центр Вернике, который находится в левой височной доле головного мозга и обеспечивает понимание речи; а также угловая извилина – участок мозга, примыкающий к центру Вернике и обеспечивающий взаимодействие между сигналами различного вида (зрительными, слуховыми, двигательными) имеющими отношение к языку и речи: текст письменный, текст звучащий, речь глухонемых и т.д. Значение этого центра в том, что слово – не просто звуковой, но и оптический, и сенсорно-двигательный раздражитель. Именно работа сенсорно-двигательного анализатора в угловой извилине является базисным компонентом говорения как речевого процесса.

При овладении речью на основе сенсорно-двигательного анализатора в мозгу образуются динамические стереотипы, т.е. устойчивые системы условно-рефлекторных действий, делающих процессы говорения, чтения, слушания и понимания автоматическими.

 

7.3. Формы и виды речи

 

В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю.

Внешняя речь подразделяется на такие виды: устная (монологическая и диалогическая) и письменная.

А в зависимости от того, какой анализатор при этом является ведущим, внешняя речь может быть: слышимой или видимой.

Все эти виды и подвиды речи имеют свои особенности.

Монологическая речь – в форме доклада, рассказа, выступления, связная, грамматически корректная, подчиняется определенному ритму и темпу. Ее главная миссия – быть понятой аудиторией. Монологическая речь требует специального развития и подготовки.

Диалогическая речь – древнейший вид речи. Это обмен репликами. Поэтому диалогическая речь контекстна (т.е. ситуативно обусловлена), дополняется жестами, мимикой. В ней высока роль интонации, экспрессии. Тематически определенный диалог называется беседой. Овладение беседой – особое искусство, как и владение монологической речью, в то время как обычный диалог не предъявляет каких-либо особых требований к участникам, разве что соблюдения взаимной вежливости.

Письменная речь – формируется гораздо позже устной. Письменность в истории человечества прошла несколько этапов: пиктографический (когда информацию передавали рисунком, IV тыс. до н.э.); идеографический (когда знаком передавалось целое сообщение, т.е. условными рисунками, IV тыс. до н.э.); клинописью (когда отдельным значимым знаком стало не изображение, а черточки, II-I тыс. до н.э.) и иероглифами (когда сходство с предметами утрачено, но иероглифы все же изображают целые предметы или мысли, II-I тыс. до н.э.).

Затем возникло алфавитное письмо. В этом виде письменности один знак обозначает не предмет, как в идеографическом, а графему, т.е. букву. Буква обозначает звуки. А комплекс звуков (слово) обозначается совокупностью букв. Так как количество языковых звуков (фонем) в языке ограничено, а сочетание графем безгранично, то небольшим количеством букв можно отобразить любое слово и выразить любую мысль.

Письмо выработало совершенно новые психофизиологические механизмы речи. Здесь слова воспринимаются глазом, а производятся рукой. Письменная речь не имеет дополнительных средств воздействия, кроме самого слова и знаков препинания.

Именно письменность является подлинным хранителем человеческой культуры, сокровищницей и источником культурного развития человека и человечества.

Внутренняя речь – вид речи, который человек использует для общения с самим собой: для мышления, для самоприказа, для самоанализа.

Внутренняя речь – это речь про себя. Она отличается свернутостью и сжатостью. С ней не обращаются к другим людям. Она беззвучна и непроизвольна. Внутренняя речь органически участвует во всех мыслительных и саморегуляторных процессах.

 

7.4. Основные расстройства речевой функции и свойства речи.

 

Поскольку речь тесно связана с нервно-мозговыми механизмами, при любом повреждении нервных центров (зон мозга), ответственных за процессы речи, возникают речевые расстройства, которые называются афазиями.

При нарушении работы центра Брока (в результате травмы или, например, инсульта) у больного возникает так называемая моторная (двигательная) афазия. Она проявляется в нарушении членораздельности речи, в распаде структуры высказывания, в нарушении способности говорить слитными фразами. Иногда эта афазия сопровождается аграфией, т.е. невозможностью точной координации движений рукой при письме. Так случается, если наряду с центром Брока повреждается теменная доля мозга, ее задняя часть, где находится речедвигательная зона.

При нарушении центра Вернике возникает семантическая афазия, т.е. неспособность понимать обращенную к больному речь. При этом может возникнуть сенсорная афазия, т.е. нарушение взаимосвязей между звуковым составом и значением слова. А при повреждении зрительных бугров (затылочная зона мозга) возникают затруднения с распознаванием написанных букв и слов, т.е. нарушения чтения (алексия).

Описанные нарушения редко встречаются в чистом виде, однако общая закономерность здесь такова: при повреждении мозга возникают речевые аномалии, если эти повреждения затрагивают участки мозга, ответственные за выработку речи как высшей психической функции.

У речи здоровых людей выделяют следующие основные свойства: содержательность, понятность, выразительность и воздейственность.

Содержательность – это свойство речи отражать и выражать серьезные, глубокие и основательные мысли и чувства. Содержательная речь дает людям возможность глубже познать себя и мир, прояснить и полно выразить свои отношения, ведет к полноценному и насыщенному подлинными смыслами бытию.

Понятность речи – свойство, которое обусловлено знаниями говорящего и его умением логично и доступно донести свое понимание предмета до других.

Выразительность речи – это свойство, которое характеризует речь со стороны ее эмоциональной экспрессивности и насыщенности. Выразительность обеспечивается отчетливостью произношения, богатыми интонациями, эмоциональным тоном высказывания. Радость и грусть, сожаление и гордость – вот примерные характеристики выразительности (экспрессивности) речи.

Воздейственность речи – это свойство, которое определяет степень ее влияния на людей. На их поведение, эмоциональное состояние, отношение к жизни.

Различают следующие формы воздействия: инструкция, просьба, приказ, призыв, команда.

Инструкция – это точное указание, что и как делать.

Просьба – многообразная форма мягкого воздействия на человека, сопровождающаяся вежливыми обращениями: «пожалуйста», «прошу вас», «будьте добры» и т.д.

Приказ – это требование выполнить данное действие. Его цель – непосредственное воздействие на волю другого человека.

Призыв – это эмоциональное воздействие на другого, не имеющее характера приказа, но побуждающее к прямому действию через эмоциональный настрой.

Команда – это приказ и призыв, спаянные в одном слове: «Марш!», «Вперед!» и т.д.

Есть профессии, представители которых должны в совершенстве владеть теми или иными свойствами речи: военный – приказом и командой; психолог – воздейственностью и выразительностью; ученый и педагог – понятностью и содержательностью. Ведь речь – и центральное звено в психике человека, и визитная карточка личности.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Дайте определение речи как психического явления (процесса) и понятия.

2. Покажите отличия знака от сигнала и речи от языка.

3. Назовите основные речевые функции и процессы.

4. Перечислите формы и виды речи.

5. Назовите основные речевые свойства психически здоровых людей.

6. Дайте общее описание физиологических основ речи.

7. Опишите местоположение и функции трех основных речевых центров головного мозга.

8. Укажите основные этапы развития письменной речи.

9. Дайте определение явлению «афазия» и опишите некоторые из видов афазии.

10. Приведите конкретные примеры и аргументируйте уместность той или иной формы речевого воздействия в различных ситуациях.

 

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Общая психология. / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1977.
  2. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Наука, 1974.
  3. Лурия А. Р. Язык и сознание. – М.: МГУ, 1979,
  4. Хомский Н. Язык и мышление. – М.: Прогресс, 1972.
  5. Ушакова Т. И. и др. Речь человека в общении. – М.: Наука, 1989.
  6. Поршнев Б. Р. О начале человеческой истории: Проблемы палеопсихологии. – М.: Мысль, 1974.
  7. Ушакова Т. И. Функциональные структуры второй сигнальной системы. – М.: Наука, 1979.
  8. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. – М.: Прогресс, 1976.
  9. Максименко С. Д.Общая психология. – К.: Рефл-бук, 1999.

→ ОГЛАВЛЕНИЕ