КАФЕДРА ПСИХОЛОГІЇ І ТУРИЗМУ КНЛУ Електронний підручник “Основы психологии” (рос)

Електронний підручник “Основы психологии” (рос)

 

→ ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Раздел 6. Закономерности, условия и этапы психического развития личности.

Глава 22. Психическое развитие подростка

 

22.1. Общая психологическая характеристика

подросткового возраста.

 

Подростковый возраст занимает совершенно особое место в развитии современного человека. Отличающийся по возрастным периодом у мальчиков (от 13 до 16 лет) и девочек (от 12 до 15 лет), он составляет переходной этап от детства – с его полной зависимостью от родителей – к взрослому состоянию с его возможностями самостоятельного существования, включая поддержание собственной жизни к воспроизведению потомства является чрезвычайно важной эпохой в психическом развитии растущего человека, подростковый возраст имеет целый ряд наименований среди специалистов и в обыденном словоупотреблении: “пубертатный период” (т.е. период полового созревания), “трудный возраст”, “переходной возраст”, “критический возраст”. И это, конечно, не случайно. Дело в том, что психологический переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности обнажает и заостряет все стороны личности подростка, в первую очередь слабые. А это, в свою очередь, делает личность подростка особенно уязвимой и ранимой в отношении неблагоприятных воздействий окружающей среды.

Если обратится к психологическим исследованиям, можно заметить, что в спокойные эпохи или в устойчивых традиционных обществах никакой проблемы подросткового возраста не существует. Подростки проходят специальный обряд под названием “инициация” (нечто вроде социальных испытаний на взрослость) и легко и естественно включаются в стабильную, испокон веков регламентированную жизнь сообщества. Например, начинают охотится вместе со взрослыми (юноши), принимают на себя часть обязанностей по домашнему хозяйству и получают право выходить замуж (девушки). В периоды же бурного общественного развития и в современных индустриальных и постиндустриальных обществах новые и новые поколения подростков становятся острой психосоциальной проблемой.

Это связано с целой группой причин. Во-первых, в связи с удлинением сроков образования (что обусловлено усложнением современных профессий) стало все дальше отодвигаться достижение не юридической, а фактической социальной зрелости. Во-вторых, в связи с более ранним физическим созреванием современных подростков и более поздним достижением социальной зрелости усиливается болезненность переживаний подростка, относящихся к собственной беспомощности и зависимости. В-третьих, на фоне общей акселерации (ускорение физического и сексуального развития) особенно остро проявляется неравномерность развития и инфантилизм современных подростков, т.е. психическая незрелость (недоразвитие чувства долга, ответственности, преобладания детских интересов, застенчивость, чрезмерная привязанность к родителям и т.п.). В-четвертых, в коммерциализированных (США, страны Западной Европы и др.) подростки воспринимаются и используются определенными видами бизнеса как непосредственный и очень выгодный потребитель их социально опасной продукции (порнобизнес, наркобизнес, некоторые виды зрелищного бизнеса).

Все это на самом деле превращает подростковый возраст в критический и опасный рубеж жизни. Именно поэтому на подростковый период приходится большинство первоначально поставленных диагнозов психических заболеваний.

Если учесть такой важный фактор подросткового возраста как половое развитие (начало выработки мужских и женских гормонов, развитие первичных и вторичных половых признаков, появление менструации у девочек и поллюций у мальчиков), становится понятным весь комплекс проблем данного возраста: поведенческих, эмоциональных, интеллектуальных и социальных.

Что же это за комплекс, или как его называют специалисты «подростковый комплекс»?

Он включает в себя: реакцию эмансипации, реакцию группирования со сверстниками, реакцию увлечения (хобби) и сексуальные интересы.

Реакция эмансипации проявляется в стремлении освободится из-под опеки контроля старших, в желании поступать по-своему. В особенности выраженной она бывает у мальчиков. Реакция группирования со сверстниками проявляется в острой потребности подростков собираться  в группы. Причем группы могут иметь свой, отличный от других, жаргон, свои отличия в стиле одежды, свои обряды и т.п. Реакция увлечения выражается в формировании у подростков хобби, т.е. субъективно значимых эмоционально окрашенных занятий. Эти увлечения могут быть интеллектуально-эстетическими (сочинение стихов, увлечение изобретательством и т.п.); телесно-мануальными (увлечения физическими упражнениями по развитию мышц, ловкости тела, спортивные мастерства); демонстративно-эгоцентрическими (от изучения экзотического языка или «моржевания» до коллекционирования необычных предметов или демонстрации вызывающего стиля одежды), а также азартными (многочасовое времяпровождение с игровыми автоматами, картежные и в особенности компьютерные игры).

Сексуальное интересы выражаются в группировании по половому признаку и подчеркнутому отделению себя от противоположенного пола, в выраженных реакциях к лицам противоположного пола, иногда в агрессии и унижении их, а также во внимании к своим половым признакам и мастурбации.

Появление новых ощущений, переживаний, расширение круга общения и доступ к многообразным сферам информации, интенсивное развитие черт характера и новых поведенческих стереотипов приводит в итоге к появлению у подростка главного психологического образования этого возраста – чувства взрослости. Оно проявляется в стремлении быть и казаться взрослым, в переориентации с детских норм и ценностей на взрослые и в требовании от взрослых нового, равноправного к себе отношения. Ограничение подростком прав взрослого и расширения своих составляет центральный конфликт этого возраста.

 

 

22.2. Интеллектуальное развитие подростка.

 

У подростка, в отличие от детей, созревает способность рассуждать, пользуясь гипотезами и дедуктивными заключениями. Иначе говоря, подросток выдвигает достаточно аргументированные предположения и на основе одних общих посылок все рассуждение, вплоть до умозаключения, осуществляет путем мысленных операций. Согласно теории Жана Пиаже, подросток достигает в развитии мышления стадии формальных операций. Именно на этой стадии при правильном систематическом обучении у подростка развивается понятийное (концептуальное) мышление, при котором сущность явления или объекта мыслится отдельно от его видимой формы. Жан Пиаже утверждал, что стадия формированных операций достигает полного развития к 14-15 годам в условиях адекватного когнитивного и понятийного обучения. Если младший школьник на вопрос, кто такой капиталист отвечает примерно так: «Это человек, у которого много денег», то подросток в силу умственного развития как следствия созревания мозговых структур и понятийного обучения, объясняет: «Капиталист – это владелец средств производства, владелец предприятий, имеющий возможность нанимать рабочую силу».

В подростковом возрасте развивается умение длительное время удерживать внимание на отвлеченном, логически организованном материале. Происходит интеллектуализация восприятия, т.е. способность читать и понимать схемы, чертежи. За формулами видеть сущность химических и физических процессов. Контролируемой и управляемой делается внешняя речь, расширяется словарный запас, развивается воссоздающее и творческое воображение, а также образное мышление за счет сформировавшейся внутренней речи.

Интеллектуальное развитие подростка расширяет традиционное содержание понятия «учение», приводя к тому, что школа утрачивает роль единственного и самого авторитетного источника знаний. У некоторых подростков объем знаний в одной или нескольких областях может намного превышать возрастную норму. В структуре мотивации учения у подростков начинает преобладать стремление не просто получить отметку, а занять определенный статус в группе сверстников, в классе. Если к этому возрасту не сформировалась познавательная потребность и мотивация, направленные на самосовершенствование в учении, подросток может начать воспринимать школу и все, что с ней связано, только как неприятную обязанность. Это лишь усугубляет подростковые проблемы, порождает школьную тревожность, которая отмечается примерно у 20% школьников-подростков.

В подростковом возрасте изменяется перцепция людей. Эталоны межличностного восприятия становятся более объективными и ориентированными не на мнения, а на идеалы и ценности. Появляется дифференцированное отношение к учителям, к родителям и к людям в целом. Разочарование, утрата ореола, авторитета – частая проблема взрослых, имеющих дело с меняющимися на глазах подростками.

Отдельным аспектом интеллектуального развития подростка становится его повышенная чувствительность к проблемам морально-этического характера, появление острых этических и даже религиозных переживаний, отражающих веру взрослеющего человека в высшие и абсолютные ценности – долга, любви, уважения к человеку, личного достоинства и т.п.

 

22.3. Развитие взаимоотношений и самосознания

в подростковом возрасте

 

Основные мотивационные детерминанты подросткового возраста – стремление к самопознанию, самовыражению и самоутверждению. Возникновение потребности в познании себя, своих особенностей, размышления о себе самом – характерная черта подростков.

В связи с тем, что подросткам присущи почти инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, значимость межличностных отношений многократно возрастает. Подросток становится чрезвычайно сензитивным (чувствительным) к взаимным отношениям и к оценке их окружающими. Именно обострение потребности в самопознании заставляет подростка вести дневник, описывая в нем свои переживания, споры до хрипоты с товарищами, обсуждать значимость их и своего личного поведения и личностных качеств. Они становятся особенно чувственными к своему статусу в группе. Стремление занять высокий статус, т.е. добиться уважения сверстников приводит к обостренному поиску друга, друзей, т.е. людей, чьи ценности и мнения совпадали бы с их собственными представлениями и стремлениями. Удачи и неудачи в межличностных отношениях заставляют подростков задумываться о себе, о своих сильных и слабых сторонах. Таким образом интенсифицируется процесс личностной рефлексии. Ведь не ориентируясь в своих возможностях и притязаниях, сильных и слабых сторонах, невозможно занять определенный статус в группе. Для этого нужны реальные достижения, реальные и ценимые в подростковой среде успехи. Борьба за признание, за то, чтобы быть принятым в группе и в то же время выделяться в ней обостряет стремление к самовыражению как способу самоутверждения. Именно подростки – наиболее многочисленные представители так называемых экстремальных развлечений (опасная езда на роликовых коньках, на досках с колесами, на так называемых горных велосипедах, основное назначение которых – выдерживать прыжки и т.п.)

Указанные тенденции осложняют межличностное отношение подростков следующими типичными и распространенными типами конфликтов: явными и скрытыми. Явные конфликты – это, во-первых, конфликты, в которых подросток особенно болезненно реагирует на мелочный контроль со стороны взрослых (конфликт борьбы за автономию). Во-вторых, это конфликт, связанный с борьбой за статус (невозможность добиться желаемого положения в группе). Скрытые конфликты – суть конфликты, во-первых, вызванные переживаниями собственной несостоятельности в признаваемых сверстниками значимой деятельности. Например, неловкость в престижных видах телесно-мануальной активности или несообразительность и т.п. Во-вторых, конфликт на почве завышенных притязаний и невозможности их удовлетворить.

На эти внутри- и межличностные конфликты накладывается специфика отношений к подростку в семье. Здесь отмечаются следующие шесть основных стилей: гиперпротекция, гипопротекция, эмоциональное отвержение, повышенная моральная ответственность и противоречивое воспитание.

Гиперпротекция – это чрезмерная опека, мелочный контроль за подростком. Гипопротекция – беспризорность и невнимание к подростку. Эмоциональное отвержение – это предпочтение одного ребенка другому, отношение, при котором подросток чувствует, что им тяготятся. Повышенная моральная ответственность – это обстановка, в которой родители возлагают на подростка свои несбывшиеся надежды. А противоречивое воспитание – это система отношений к подрастающему человеку, при которой мать требует от него одного, отец – другого, а бабка с дедом – третьего и все это создает внутриличностный конфликт.

Большая значимость межличностных отношений, их выход на первый план, наряду с высоким психических развитием в подростковом возрасте, и создают особо благоприятную ситуацию для самоанализа и развития самосознания.

Самосознание подростка развивается в следующих аспектах: формирование самооценки (включая оценивание своей внешности, качества психических процессов, характера и конституции); анализ уровня притязаний (высокий, низкий, адекватный); анализ и формирование самоотношения (положительного, нейтрального, отрицательного); анализ и формирование совокупности вероятных личных целей и предпочтений в системе межличностных отношений.

 

 

22.4. Характерологические проблемы подростков

 

В связи с тем, что подростковый возраст – это период бурного становления характера, его типологические особенности проявляются настолько ярко, что получили даже название «подростковая акцентуация». Столь яркое проявление характерологических черт связано с тем, что у подростка формирующиеся и проявляющиеся черты характера еще не затушеваны, не замаскированы ни жизненным опытом, ни психологическими механизмами компенсации. Именно поэтому «подростковая акцентуация», т.е. выпячивание складывающихся черт  характера является подчас истинной ахиллесовой пятой, создавая такие трудности в общении и поведении, которые обязаны фактом своего появления именно слабому звену в структуре становящейся личности.

Современная медицинская психология выделяет следующие типы акцентуации характера у подростков.

Гипертимный тип. Подростки, отмечен6ные этим типом акцентуации характера, отличаются независимостью, оптимизмом, постоянно повышенным настроением, шумливостью. Они тяготятся одиночеством, в компании стремятся к лидерству. Свои способности и возможности обычно переоценивают. Уязвимым местом в психике гипертимного подростка является непереносимость однообразия и изоляция от общения со сверстниками. У них часты конфликты с товарищами из-за лидерства, а наиболее распространенной формой психологической защиты является погружение в увлечение или смена прежнего хобби на другое.

Циклоидный тип. Этот тип акцентуации проявляется в заметном чередовании у подростка настроения, например 1-2 недели – повышенное, 1-2 недели – пониженное. В период подъема настроения подростки похожи на гипертимных: шумливы, находчивы, активных. Зато в период спада настроения – вялы, жалуются на плохое самочувствие, избегают компаний, повышенно обидчивы. Уязвимым местом во время фазы сниженного настроения является резкое изменение динамического стереотипа в связи, например, с внезапным переездом, переходом в другой класс и т.п. Защитные механизмы при данном типе акцентуации формируются плохо. Такие подростки психологически зависимы от окружающей обстановки.

Лабильный тип. Главная особенность подростков с лабильным типом акцентуации – крайние и внезапные перепады настроения. Неприветливый взгляд или нелестное слово тут же вызывают снижение настроения. Интересная беседа или мимолетная похвала – тут же его поднимают. У таких подростков легко навертываются на глаза слезы, стремление к независимости выражено умеренно. Уязвимым местом лабильного типа является эмоциональное отвержение со стороны значимых людей или разлука с теми, к кому подросток привязан. Защитным психологическим механизмом выступает регрессия, т.е. инфантилизация, поведение, соответствующее детским стереотипам.

Сензитивный тип. Отличается пугливостью, склонностью к страхам (боятся животных, оставаться одним дома, высоты, темноты и т.п.). не любят шумных компаний и подвижных игр. Робки и застенчивы в непривычной обстановке. Отличаются послушанием, слывут «домашними детьми». Две главные психологические черты этого типа – повышенная внимательность и чувство неполноценности. Не умеют лгать и притворяться. Уязвимое место в психике – недоброжелательное отношение со стороны окружающих. Защитный механизм – реакция гиперкомпенсации.

Психастенический тип. Подростки этого типа отличаются нерешительностью, тревожными опасениями за будущее, за судьбу родных и близких. Они неловки в движениях, проявляют интерес к интеллектуальным занятиям. Склонны к самоанализу и навязчивым мыслям и действиям. Уязвимым звеном этого типа выступают ситуации, в которых подростку предъявляется слишком высокие требования. Вообще любая стрессовая ситуация (например, сдача экзамена) может вызвать нервный срыв. Психологической защитой у таких подростков выступает придумывание ритуалов, примет, а также формализм и педантизм, т.е. стремление все предусмотреть заранее и не уклонятся от намеченного плана.

Шизоидный тип. Отличается склонностью к одиночеству, замкнутостью, эмоциональной холодностью и необычными вкусами и интересами. Шизоидные подростки склонны к длительным прогулкам в одиночестве, к фантазированию и трудностям в понимании эмоций других людей. Уязвимое место в психике такого подростка – ситуация, в которой надо легко и непринужденно контактировать с окружающими, а также – бесцеремонное вторжение в мир его фантазий и увлечений. Психологической защитой служит уход в мир своих увлечений и идеальных мечтаний.

Эпилептоидный тип. Такие подростки отличаются склонностью мучить животных, дразнить малышей, у них часто проявляется обидчивость и свойство долгое время пребывать в злобно-тоскливом настроении. Однако долго накапливаемая злобная тоскливость может внезапно проявляться бурными аффектами. Эти аффекты настолько сильны, что их называют «эмоциональный взрыв». Такие подростки могут требовать от родителей своей доли в собственности, умеют льстить ради своей выгоды, склонны к жадности и накопительству. Они злопамятны и мстительны, а так же отличаются подозрительностью и любовью к власти. Уязвимое место в психике эпилептоидного подростка – ущемление его интересов, неподчинение ему, а также материальные убытки. Защитными механизмами выступают рационализация и физический труд или занятия спортом.

Демонстративный тип. Основная черта этого типа – эгоцентризм и стремление обратить внимание окружающих на себя. Такие подростки отличаются фантазированием, лживостью, наигранностью переживаний, преувеличенными претензиями и хвастовством. Склонны имитировать заболевания, громогласно конфликтовать, требуя «свободы», подстрекая других к активным действиям. На самом деле лидерами быть не могут, т.к. перед трудностями пасуют, не склонны напрягаться и проявлять усилия. Уязвимым местом в психике выступает непереносимость безразличия. Утрата внимания может приводить даже к демонстрации суицидальных попыток. Наиболее распространенная форма психологической защиты у таких подростков – вытеснение, т.е. активное стремление не думать, забыть о неприятном, вести себя так, как будто ничего не случилось.

Неустойчивый тип. Отличается непоседливостью, непослушностью, стремлением лезть куда не надо. Однако при этом такие подростки боятся наказаний и легко подчиняются другим. Учиться не любят. Вообще любой труд, необходимость исполнять обязанности для таких подростков представляют непреодолимые препятствия. Они убегают с уроков, готовы все дни напролет проводить в уличных компаниях. У них выявляется повышенная тяга к удовольствиям и безразличие к родным и близким, которых они используют только как источник средств для развлечений. Особенно опасно увлечение таких подростков ездой на автомобиле или мотоцикле. Слабовольны, трусливы, равнодушны к будущему. Уязвимое место в психике у такого подростка – ситуация, когда он остается без контроля взрослых, т.е. предоставлен самому себе. А психологическая защита – реакция самонаказания (вплоть до самопорезов или психологического ухода, бегства «куда глаза глядят»).

Таким образом, внутренний мир подростка, его поведение и межличностные отношения – чрезвычайно сложные формы психической жизни растущего человека. Вот почему именно на взрослых, к которым так стремятся подростки, ложится важнейшая обязанность поддержать, проконтролировать, привлечь к себе подростка. В особенности, в сложной для них ситуации, помня, что именно этот возраст является в эмоциональном отношении наиболее трудным и кризисным. Ведь от того, как подросток сможет пережить этот период своего развития зависит дальнейшее становление его личности.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Дайте определение подросткового возраста и назовите его временные границы.

2. Объясните, где и почему существует проблема подросткового возраста.

3. Опишите компоненты, формирующие «подростковый комплекс».

4. Объясните, как в подростковом возрасте изменяется перцепция людей?

5. Укажите основные мотивационные детерминанты подросткового возраста.

6. Охарактеризуйте явные и скрытые конфликты подростков, а также их связь с типом отношения к подростку в семье.

7. Проанализируйте взаимосвязь развития самосознания подростка с основными мотивационными детерминантами его возраста.

8. Охарактеризуйте интеллектуальное развитие подростка.

9. Объясните причины психологической проблемности современных подростков и пути ее преодоления.

10. Дайте развернутое психологическое описание характерологических проблем подростков.

 

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – СПб, 1990.
  2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1973.
  3. Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. – М.: Просвещение, 1994.
  4. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: Ленато, 1996.
  5. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.: Медицина, 1977.
  6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968.

→ ОГЛАВЛЕНИЕ