КАФЕДРА ПСИХОЛОГІЇ І ТУРИЗМУ КНЛУ Електронний підручник “Основы психологии” (рос)

Електронний підручник “Основы психологии” (рос)

 

→ ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Раздел 6. Закономерности, условия и этапы психического развития личности.

Глава 20. Обучение как условие психического развития.

 

20.1. Общая характеристика процессов обучения.

 

Человек – существо, отличающееся от других видов живых существ типом своей жизнедеятельности. Именно в результате человеческого способа проживания жизни на земном шаре в отличии от сугубо природной составляющей мира создана и постоянно воспроизводится культурная ее составляющая. Ведь человеческая психика, позволяет человеку осознавать, что он делает и, в итоге, осуществлять произвольную деятельность, т.е. деятельность в соответствии с поставленными целями и намеченными планами. И все это возможно потому, что все средства собственно человеческой деятельности (язык, орудия, инструменты) в конечном итоге превращаются в функциональные органы человека. Так происходило на протяжении десятков тысяч лет становления человека как вида (в филогенезе). Так происходит и на протяжении становления человека как личности (в онтогенезе). Этот процесс постоянного воспроизводства в каждом новом родившемся человеке способов человеческого действия, т.е. умений (пользоваться орудиями и инструментами передавать и получать сообщения, осмысливать свои действия и действия других, управлять собой и другими) выполнять человеческую деятельность называется обучением. Если этот процесс прекратить, вновь рождающиеся люди не смогут очеловечиться, т.е. воспроизвести в себе процессы, свойства и состояния человеческой психики в ходе овладения психосоциальными образованиями (деятельностью, межличностными отношениями, коммуникацией), чтобы стать личностью. Таким образом,  обучение – это воспроизводство в каждом вновь родившемся человеке структур и содержания человеческой деятельности. Результатом обучения является научение. Научение есть итог, психические новообразования, возникшее у человека в результате обучения. Процесс, в ходе которого происходит научение, называется учением.

Что все это означает? Это означает, что мало родиться с мозгом и телом  человека, чтобы стать человеческой личностью и прожить человеческий тип жизни. История знает много примеров, когда дети, в раннем возрасте лишенные общения с людьми и выросташие либо среди животных, либо в условиях изоляции, так и не научились быть людьми, т.е. говорить, действовать как люди и вскоре погибали. Точно так же если учить человека, но не научить, т.е. не воспроизвести в нем способности и умения, до него существовавшие в учителе, эти умения умрут, прекратятся.

Иными словами, они не продолжаться в истории, исчезнут, как исчезали в прошлом секреты великих мастеров, как исчезают в нерадивом человеке тонкие нюансы человеческой культуры, оставляя его грубым и примитивным гуманоидом.

Современная психология различает в обучении внешнее и внутреннее побудительные причины (факторы). Внешние факторы включают: возможности, ожидания, требования, а также создание и форму учебного материала. Внутренние факторы включают мотивацию к учению, ценностные смыслы, потребность в познании нового и уровень притязаний ученика.

Возможности – это объективные условия и доступные средства, которые можно использовать в обучении: книги, компьютер, профессиональные  педагоги.

Ожидания – это система предпочтений, выделяющая желаемые формы поведения у человека. Так, взрослые могут считать нормальным, чтобы ребенок в первом классе научился читать, они ждут этого и создают атмосферу поддержки, которая стимулирует усилия ребенка.

Требования – это воздействие учителя и других значимых взрослых, принуждающих учащегося выполнять определенные способы действия, задания и правила.

Содержание и формы материала включают в себя: степень трудности, способ предъявления (образный, языковой, символический и т.д.), структуру, объем количества сведений, которые подлежат усвоению.

Мотивация к учению может быть обусловлена самым учебным процессом, а может – его внешними результатами (наградами, похвалой и т.п.). Чрезвычайно важно пробудить у учеников собственно учебную мотивацию, вызывая и удовлетворяя ценностные смыслы, влияющие на самооценку и самоотношение учащегося.

При этом важным условием активизации учеников выступает воздействие на уровень их притязаний, повышение которого до адекватных величин должно выступать средством самосовершенствования учащихся, способом приложения усилий для продвижения к новым знаниям. Обучение, таким образом, предполагает: организацию познавательной активности учащихся, стимулирование ее, управление процессом усвоения знаний путем правильного структурирования учебного материала, а также путем контроля и побуждения учеников к самосовершенствованию.

 

20. 2. Психологическая сущность научения

 

Научение заключается в усвоении человеком определенных сведений и способов действий, в результате которых у человека возникает функциональный орган, отражающий существование некой реальности. Функциональный орган – это сплав способов действий с орудием или инструментом. Так, рояль вместе с умением играть на нем – функциональный орган пианиста. Спортивный самолет в совокупности с умением выполнять на нем сложные фигуры пилотажа – функциональный орган пилота. Функциональный означает не морфологический, т.е. не входящий в строение тела, но включенный в способы действия.

В научении выделяются три основных уровня: рефлекторный, когнитивный и концептуальный (понятийный).

Рефлекторный уровень научения – это уровень, на котором происходит усвоение движений. Различают два основных способа усвоения движений: на основе условного рефлекса и на основе оперантного рефлекса. При этом и в том, и в другом случае научение наступает в результате установления ассоциативной связи между одним движением и другими или между действием и результатом. Отличие состоит в том, что при реактивном научении (на основе условного рефлекса) ученик более пассивен. А при оперативном научении (оперативный рефлекс) ученик более активен и сам ищет возможные ассоциативные связи между собственным действием и результатом. На основе реактивного научения проявляются также виды научения как привыкание, сенсибилизация и импринтинг. На основе оперативного – такие виды научения как случайные (путем проб и ошибок), формирование реакций, и имитативные (путем подражания).

Когнитивный уровень научения – это уровень, на котором происходит усвоение ориентировочных систем, карт знаний. Когнитивный уровень научения предполагает не просто установление ассоциативных связей, не просто сохранение в памяти сведений, а оценивание информации, сопоставление сведений с другими, их анализ и, главное, установление связей между формой и содержанием, означающим и означаемым, вещью и именем. Другими словами, когнитивное научение предполагает целостную оценку способов действий на основе ориентировочных схем деятельности. На основе когнитивного научения возникают такие виды научения как латентное (т.е. скрытное) научение, научение путем рассуждения и научение путем озарения (инсайт).

Внешним уровнем научения является концептуальное или положительное научение, при котором происходит усвоение сущностных свойств явлений. Именно понятийный уровень научения воспроизводит человеческий тип жизни, поскольку позволяет человеку овладеть настолько тонкими системами различений и настолько совершенными способами действий, что это позволяет проникать в тайны мира.

Психологически овладеть понятием означает открыть для себя и освоить те способы действий, которые воспроизводят сущность предметов и явлений. Например, просто «знать», что такое «брюки», означает иметь представление об этом предмете одежды. А владеть понятием «брюки» означает уметь спроектировать, скроить и сшить брюки абсолютно любого фасона, в том числе и небывалого ранее. На основе понятийного научения формируется теоретическое мышление, высший способ мысленной деятельности человека.

В зависимости от того, какие анализаторы активирует усвояемый материал, различают следующие типы научения: сенсорный (различение красок, запахов, форм); моторный (усвоение ходьбы, танца, звуков речи, письменных движений); сенсомоторный (музицирование, рисование спортивные игры, плавание); интеллектуальный (выработка суждений, действий согласно плану, умений анализа).

В структуре научения можно выделить два важнейших качественных итога: научение навыкам, т.е. способам действий, автоматическое выполнение которых ведет к достижению целей, относящихся к конкретным условиям. И научение умениям, т.е. способам действий, произвольный выбор которых и свобода осуществления открывает возможность постановки любых осмысленных целей. В том числе и целей, не имеющих отношений к данным условиям жизнедеятельности. Умение человека осуществить действия в пределах предписанных ему целей деятельности называется компетентностью.

 

20.3. Психологическая сущность учения

 

Учение – деятельность по систематическому усвоению знаний, умений и навыков. Учение имеет место там, где действия человека направляются сознательно поставленной целью усвоить определенные сведения и способы действий. Чтобы сформулировать у себя функциональные органы, делающие возможным принципиально иной образ жизни (см. 20.2.). Образ жизни, выработанный в ходе исторического и культурного развития человечеством. Создавать и водить автомобиль, строить самолеты и летать на них, изготавливать музыкальные инструменты и играть, конструировать компьютеры и работать с ними – все это исключительно человеческие способы деятельности, результат историко-культурного развития человечества. Учение и есть процесс овладения этим историко-культурным наследием. В основе учения лежит та же потребность, что и в основе познания – гностическая (от греческого «гнозис» – знание), т.е. потребность в знании. Однако психологическая сущность самой деятельности познания отличается от таковой при деятельности учения. Дело в том, что при познании человек открывает неизвестное во внешнем мире. А при учении – неизвестное является таковым только для ученика, для того, кто учится. Другим же, например, учителю, оно известно. Психологическая цель учения и состоит в том, чтобы превратить неизвестное внешнее тебе в твое внутреннее известное. Поэтому психологической сущностью учения выступает процесс интериоризации, т.е. превращение возникших форм деятельности во внутренние формы, присущие теперь психике данного индивида. Идею интериоризации выдвинул французский психолог Пьер Жане. Советский психолог Л. С. Выготский (1896 – 1934) воссоздал последовательность овладения новыми способами действий, в которой детально описаны этапы интериоризации. Первый этап учения предполагает общую ориентировку в том, что предстоит делать. На втором этапе ученик под руководством учителя выполняет так называемое материализованное действие с проговариванием, т.е. на моделях (примерах) пытается делать то, что надо, вслух объясняя свои действия. Третий этап – когда материализованное действие выполняется (например, счет на палочках) с проговариванием шепотом. На четвертом этапе действие выполняется без проговаривания, но еще как внешнее, т.е. с помощью моделей, предметов, карточек (палочек при счете). А на пятом само действие интериоризуется, т.е. становится умственным, становится достоянием психики ученика.

В учении предъявление нового, предстоящего усвоению, называется учебной задачей. Ориентировочные действия, осуществляя которые ученик осмысляет то, что предстоит усвоить (сравнивает с предыдущим, знакомится с правилами выполнения, устанавливает соответствие своих попыток требуемому образцу) называются учебными, т.к. именно в ходе их выполнения ученик учится. Самостоятельные действия, в которых проверяется соответствие усвоенного материала требуемым нормам именуются действиями контроля. А последнее действие, в котором фиксируется соответствие или несоответствие результатов усвоения требованиям учебной задачи, называется оцениванием.

Примерно в то же время, что и Л.С. Выготский, американский психолог Эдвард Торндайк (1874 – 1949) сформулировал три закона эффективного учения. Первый закон называется законом готовности. Он означает, что успешно учится тот, кто испытывает выраженную потребность в изменении условий своего существования. Второй закон – закон упражнения. Он гласит: чем чаще повторяется правильные действия, тем чаще ему будет отдаваться предпочтение в дальнейшем, т.е. тем успешнее оно закрепляется. Третий закон – закон эффекта: действие, влекущее за собой положительный эффект, будет более желательно для индивида, т.к. положительное подкрепление ведет к закреплению действия.

В психологии учения различают два принципиально различных вида стимулов: подкрепление и награда. Подкрепление – это действие, мотивирующее ученика в самом процессе учения, а награда – это приз (высокая оценка) за конечный результат. Считается, что подкрепление – более продуктивно для саморазвития, в то время как награда – для обретения статуса. Поскольку у человека инстинктивные формы поведения чрезвычайно ограничены, а все многообразие форм деятельности является результатом обучения, учения и научения, значимость этих процессов в жизни человека и человечества трудно переоценить.

 

 

 

 

20.4. Обучение как главное условие психического развития

 

Специфика психики человека, всех ее функций (процессов, свойств и состояний) состоит в том, что они развиваются в ходе овладения ребенком общественно-историческим достоянием, т.е. культурой человечества. В отличии от животных, у которых поведение определяется прежде всего врожденными, инстинктивными механизмами, а научение занимает весьма скромное место в становлении прижизненно проявляемых форм поведения, человек становится человеком прежде всего благодаря научению. Научение осуществляется в специально предназначенных для этого видах деятельности – обучении и учении, но может происходить и стихийно, незаметно. Так, ребенок обучается и в игре, и путем подражания, и путем случайных проб и ошибок, так сказать, незаметно для себя (латентное научение). Однако основополагающее значение в овладении человеческой культурой принадлежит все же систематическому обучению.

В чем же заключается столь важная роль обучения? В том, что именно процесс обучения обеспечивает усвоение человеком все более и более тонких, дифференцированных способов и средств деятельности. Таким образом человек вырабатывает у себя разнообразные и усложняющиеся способы и средства деятельности. Человеческая психика, следовательно, становится все более и более дифференцированной, сложной. А так как именно процессы деления, дифференцировки лежат в основании любого развития, отсюда и вытекает важнейшее положение современной психологии: обучение ведет за собой психическое развитие. Первым это положение сформулировал Л.С. Выготский. Он доказал, что словесно-логическая память, понятийное мышление, воображение, этические чувства, нормы, речь и т.п. высшие, специфически человеческие психические функции не закрепляются и не передаются биологическим, наследственным путем. Наоборот, каждый вновь родившийся человек, каждое новое поколение людей вновь и вновь должно усвоить их и развить дальше. Так создаются культурные предпосылки психического развития и отдельного человека, и всего человечества. Таким образом, обучение есть условие психического развития. А психическое развитие представляет собой не что иное как усвоение все более и более сложных и разнообразных культурных образцов, норм, и способов деятельности. Так что психическое развитие есть, в сущности, культурное развитие человека, интериоризация существовавших до него и выработка новых, прежде не существовавших образцов деятельности. Эти новые образцы, если они имеют общественное значение, будут усвоены другими людьми, обогатятся и разнообразятся новыми поколениями. В свою очередь, эти новые образцы человеческой деятельности будут требовать новой пластичности, новых форм активности от человеческой психики. Так происходит психическое развитие человека и человечества.

Другое дело, что никакое научение невозможно, если живое существо, организм не созрели для усвоения предложенных ему форм знаний и способов действий. Так, сенсомоторное научение возможно только при надлежащем созревании соответствующих анализаторов. Когнитивное научение – при надлежащем развитии психических функций, таких как память, речь, внимание, мышление и др. Поэтому современная психология тщательно исследует взаимодействие возрастных этапов и форм существования психики с возможностями и путями оптимальных способов обучения. Это делается для того, чтобы обеспечить наиболее эффективное и полноценное психическое развитие человека с учетом сензитивных и критических периодов его жизни.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Дайте определение понятию «обучение».

2. Раскройте внутренние и внешние факторы учения.

3. Проанализируйте отличие обучения и учения.

4. Опишите три основных уровня научения.

5. Охарактеризуйте типы научения и его структуру.

6. Сформулируйте и объясните три основных закона эффективности учения.

7. Перечислите и объясните основные учебные действия.

8. Раскройте содержание понятия «функциональный орган» и смысл этого понятия.

9. Раскройте психологическую сущность учения.

10. Раскройте сущность обучения как главного условия психического развития.

 

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1986.
  2. Немов Р. С. Психология. – М.: Просвещение, 1995.
  3. Валлон А. От действия к личности. – М.: Мысль, 1967.
  4. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986.
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Педагогика, 1989.
  7. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.: Наука, 1966.
  8. Ительсон Л. Б. Психология научения. Часть 2. – Владимир, 1972.
  9. Чуприкова Н. И. Проблемы психического развития. – М.: Наука, 2001.
  10. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. – М.: Когито-Центр, 2000.

→ ОГЛАВЛЕНИЕ