КАФЕДРА ПСИХОЛОГІЇ І ТУРИЗМУ КНЛУ Електронний підручник “Основы психологии” (рос)

Електронний підручник “Основы психологии” (рос)

 

→ ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Раздел 5. Психосоциальные явления

Глава 18. Группа и межличностные отношения

 

18.1. Общая характеристика явления

 

Человек, являясь существом социальным, не живет один, сам по себе. Он так или иначе включен в некое первичное сообщество, в котором и происходит его жизнь. Такое относительное устойчивое, немногочисленное по составу объединение людей, где осуществляется непосредственной контакт между ними называется группой. Все, кто входит в группу, знают друг друга в лицо, лично общаются, т.е. вступают друг с другом в отношения. Семья, супружеская пара, школьный класс, спортивная команда, студенческая группа – все это первичные объединения людей, именуемые в психологии термином «группа». Человек может одновременно входить в состав нескольких групп. Особое место в жизни людей занимают так называемые первичные группы: семья, самые близкие друзья, т.е. группы с высокой степенью поддержки, товарищества и сплоченности.

По размеру выделяют: микрогруппы, малые группы и большие группы. Микрогруппа – это мельчайшие объединения людей (от 2 до 7 человек). Малая группа – небольшое объединение людей (от 7 до 30 человек), объединенных каким-либо общим делом и состоящих в этой связи в отношениях друг с другом. Малая группа – социально устойчивая структура, составляющая основную ячейку общества.

Большая группа – это социальная общность, выделяемая по этническим, социальным, профессиональным, религиозным, государственным и иным массовым признакам (этнос, нация, конфессия, класс, профессия и т.п.). через большие группы осуществляется идеологическое воздействие общества на психологию составляющих его людей.

Главной единицей групп человеческих общностей в психологии считается малая группа. Малые группы, их взаимоотношения между собой и взаимоотношения личности с группой и в группе друг с другом изучает отдельная отрасль, именуемая социальной психологией. Люди образуют группы и зачастую весьма дорожат членством в них, т.к. группы обеспечивают удовлетворение социально-психологических потребностей людей (в общении, статусе, поддержке, самовыражении и др.). Именно группа является той первичной психологической средой, которая посредством влияния межличностных отношений формирует установки, мнения. Потребности, ценностные ориентации, представление о себе и о других у человека как члена группы.

 

18.2. Виды групп и уровни их развития

 

В современной психологии разработаны довольно детальная классификация групп. Прежде всего выделяют группы условные и реальные. Условные (номинальные) группы – это реально не существующие группы людей, создающиеся искусственно в рекламных или исследовательских целях на бумаге, например: лучшие футболисты ХХ века; самые красивые актрисы кино всех времен и народов. Реальные группы – это действительно существующие объединения людей со всеми признаками и свойствами группы. Реальные группы подразделяются на естественные и лабораторные. Естественные группы создаются стихийно, исходя из потребностей людей. Лабораторные создаются при проведении исследований, например, для изучения психологической совместимости людей. Естественные группы подразделяются на формальные и неформальные (официальные и неофициальные). Формальные отличаются тем, что создаются извне на основе задач, стоящих перед организацией, институцией, в которую данная группа включена: например, академическая группа студентов, школьный класс и т.п. Неформальные группы формируются на основе личностных симпатий и интересов участников. Это могут быть кружки, клубы, товарищества. Среди неформальных групп выделяются так называемые референтные группы. Референтная группа – это такая группа, в которой ее члены находят для себя образцы и нормы для подражания, т.е. группа, ценность которой разделяется участниками настолько, что они стараются равняться на эту группу. Нереферентная группа может служить местом времяпровождения, но ценности в качестве образца для подражания не имеет.

По уровню развития в психологии выделяются группы случайные, слабоструктурированные (ассоциации), сильно структурированные (корпорации) и коллективы. Все эти виды групп – от неразвитых до высокоразвитых предполагают различные нормы внутригруппового, а также внешне группового существования.

Так, случайная группа (например, люди, ждущие автобус на остановке) не может предъявить претензий к человеку, который решил не ждать автобус и уехал на такси или ушел пешком. Никто не скажет ему, что он предал остальных, бросил их и т.п. В ассоциации есть правила членства, которые надо соблюсти, чтобы присоединится к группе. К примеру, надо разделять интересы, ценности и нормы данной ассоциации. Однако ассоциация является открытой группой и оставляет за ее членами право на выход из группы, равно как и не ограничивает возможности внутригруппового общения.

Корпорация – это закрытая строго структурированная, т.е. иерархически выстроенная группа. Это означает, что в нее трудно попасть. Еще труднее из нее выйти, а взаимоотношения внутри корпорации строго регламентированы внутригрупповыми нормами.

Высший уровень развития группы считается коллектив. Коллектив отличается открытостью, отсутствием фиксированной иерархии внутри себя (т.е. статус члена определяется конкретными задачами деятельности), высокими, социально и духовно значимыми целями и ценностями, ради которых существует коллектив, а также тем, что каждый из его членов является сверхценностью для всей группы, так же как вся группа является сверхценностью для каждого участника. Иными словами, коллектив – это такой уровень развития группы, который объединяет в себя качества референтной и неформальной группы, однако по своим целям и задачам может превосходить масштабы целей и задач иных официальных образований. В жизни, однако, такой уровень развития группы который можно назвать коллективом, встречается чрезвычайно редко. Поэтому выражение «коллектив предприятия», «коллектив класса» употребляются, скорее, в переносном смысле, как указание на желаемую перспективу развития.

 

18.3. Межличностные отношения в группе

 

Отношения в группе – чрезвычайно важная и интересная сторона жизни и человека, и человеческого общества.

Различают, в зависимости от вида группы отношения официальные (регулируемые юридическим законом) и неофициальные (регулируемые частными интересами), деловые (возникают в связи с выполняемой работой) и личные (возникают независимо от выполняемой работы), рациональные (основаны на объективной оценке человека) и эмоциональные (основаны на субъективном его восприятии). Кроме того, в группе возникают властные отношения, т.е. отношения руководства и подчинения.

Известный специалист по психологии межличностных отношений в группе американец Джэкоб Морено выделял три возможных процесса, определяющих характер межличностных отношений взаимодействия: притяжение, отталкивание и нейтральные взаимодействия. На измерение количества притяжений (положительных выборов членами группы друг друга), отталкивающий (отрицательных выборов друг друга) и нейтральных он построил методику, которую назвал социометрия, т.е. измерение взаимоотношений.

Процедура социометрии очень проста. Членам группы задаются вопросы в предельно упрощенном варианте два, например: 1) С кем из членов группы ты бы хотел провести все воскресение? 2) С кем из членов группы ты бы предпочел встречаться как можно реже?

Подсчитав количество притяжений и отталкиваний (положительных и отрицательных выборов) можно весьма зримо определить, кто наиболее популярен в группе, кто – наименее, между кем существует симпатия (взаимное притяжение), между кем – антипатия (взаимное отталкивание) и многое другое.

Именно благодаря процедуре социометрии можно весьма точно определить, кто в группе неформальный лидер («звезда»), кто – отверженный, у кого – высокий статус (избранные), а у кого – пониже (принятые). Таким образом измеряются социально-психологические характеристики группы.

Большое влияние на характер внутригрупповых отношений оказывает стиль руководства группой. В этом смысле различают три стиля лидерства: авторитарный, попустительский и демократический. При авторитарном руководитель сосредоточивает в своих руках всю полноту власти, оставляя другим членам группы исключительно исполнительские функции. При попустительском руководитель пускает групповые процессы на самотек. А при демократическом делегирует другим членам группы свои функции (делится властью) и опирается на групповое мнение как источник власти самой группы. Практика показывает что в среднеразвитых группах при решении простых задач эффективно директивное (авторитарное) руководство. В высокоразвитых группах при решении сложных задач эффективно демократическое руководство. Попустительский стиль руководства неэффективен всегда и ведет к развалу группы.

 

18.4. Интимные межличностные отношения

 

Помимо явных межличностных отношений люди вступают друг с другом в отношения тайные. Это – интимные отношения, т.е. такие, которые касаются только двоих, изредка троих, и которые люди не склонны афишировать по причине их огромной эмоциональной значимости. Среди таких интимных, т.е. близких отношений выделяют четыре основных типа: дружбу, любовь, вражду и одиночество. Конечно, эти значимые отношения вовсе не всегда являются тайными, но зачастую, именно в силу чрезвычайно высокой их значимости люди не склонны их афишировать, по крайней мере, до определенных пор. Рассмотрим их по порядку. Начнем с дружбы.

Дружба – это бескорыстные эмоционально насыщенные отношения, в которых другой человек выступает как ценность, а сами отношения – как сверхценность. Для дружбы характерно глубокое взаимопонимание, открытость, доверие и всегдашняя готовность прийти друг другу на помощь, вплоть до самопожертвования. Настоящие друзья поддерживают друг друга не только эмоционально, но и всеми доступными им средствами. Дружба – это важный психологический ресурс жизни. Не зря существует поговорка: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Дружба издавна высоко ценится в русской культуре, т.к. предполагает определенную нравственную и интеллектуальную зрелость и, следовательно, ценность человека: «Сам погибай, а товарища выручай» – вот как гласит русская пословица. Впервые дружба развивается в подростковом возрасте, в возрасте ранней юности достигает своих высших проявлений. Дружба взрослых людей, особенно скрепленная совместными испытаниями, – может длиться всю жизнь, предавая их отношениям особую глубину и человечность.

Любовь. Чрезвычайно сложный тип человеческих отношений, глубоко личный, включающий в себя высокие чувства, сверхценное отношение к любимому человеку, особые эмоциональные состояния с ним связанные и сексуальный компонент, если это мужско-женская любовь. В психологии различают несколько видов любви: материнскую и отцовскую, братскую и сестринскую, эгоистическую и платоническую, взрослую и детскую, здоровую и невротическую.

Идеальное представление о наиболее желаемом объекте любви – явление историческое. Так, в средние века культивировался образ рыцарской любви к Прекрасной Даме, в эпоху рыночного капитализма – любовь к деньгам, в социалистическую эпоху – бескорыстная романтическая любовь к «правильной» девушке – «комсомолке, студентке, спортсменке», т.е. к носительнице политически и социально приемлемого образца.

Подлинная любовь – одна из вершин человеческой духовности, источник глубокого счастья и величайших человеческих трагедий. Ведь любовь как явление соизмеримо с другими экзистенциальными ценностями, такими как жизнь и судьба. Именно любовь изменяет судьбу человека, влияет на его жизнь, определяя поступки и смысл бытия.

Вражда. Это тип отношений, диаметрально противоположный любви и порождаемый ненавистью. Отчего же существует вражда? Скорее всего по той причине, что потребности людей зачастую могут быть удовлетворены лишь за счет ресурсов, которые можно отнять у других. Кроме того, вражда вызывается завистью, т.е. чувством, построенном на отрицательном отношении к другому только потому, что тот обладает чем-то, чего у меня нет, хотя мне этого очень бы хотелось. Вражда порождается также различиями в мышлении людей, в обычаях и нормах поведения, а также отсутствием интереса к себе со стороны другого человека. Кратко можно сказать, что если психологическая совместимость людей предполагает общность воззрений, идеалов, норм поведения, уровня интеллекта и нравственности, сходство черт характера и темперамента, то вражда означает противоположность друг другу, в особенности при этически-интеллектуальной несовместимости. Вражда, если только она возникла, никогда не трансформируется ни в дружбу, ни, тем более, в любовь. В лучшем случае – она приводит людей к равнодушию и изоляции друг от друга. А изоляция ведет к одиночеству.

Одиночество. Это одна из серьезнейших проблем современных людей. Одиночество – это психическое состояние, вызванное ограничением межличностных контактов и, главное, дефицитом интимного общения, личных отношений. Парадокс одиночества связан с тем, что ему не всегда сопутствует социальная изолированность индивида. Человек, может постоянно находиться среди людей, контактировать с ними, быть загружен работой и, несмотря на это, чувствовать себя глубоко одиноким. Одинокий человек – это человек, которому не на кого положиться в жизни, у которого нет любимого или друга, и который глубоко страдает от невозможности разделить с близкими радости и печали, успехи и надежды. Психологи установили, что одиночество связано с низкой самооценкой, дефектами характера, низкими доходами и плохим состоянием здоровья. Все эти факторы, особенно к преклонному возрасту, накапливаются и формируют замкнутый круг. Кроме того, одиночество возникает и по внешним причинам: развод, разрыв личностных отношений, смерть супруга или близкого человека, тяжелое заболевание, тюремное заключение – все это может привести к психологической изоляции. Поскольку потребность в общении – одна из важнейших человеческих потребностей, невозможность удовлетворения ее в условиях изоляции ведет к замещению реального партнера по ощущению искусственным. Такими искусственными «партнерами» могут быть куклы, животные, воображаемые собеседники, с которыми одинокий человек может разговаривать вслух вызывая у себя эйдетический образ отсутствующего. Одиночество в условиях изоляции может привести к нарушениям психики. Различают три вида одиночества: ситуативное, переходящее и хроническое. Очень важно оказать психологическую поддержку тому, кто особенно болезненно переживает одиночество. Ведь одинокие люди часто становятся жертвами вербовщиков в религиозные секты, страдают повышенной тревожностью или наличием личностных барьеров к общению. В этом смысле внимание к ближнему, неназойливое участие в его делах, бескорыстный интерес к личности другого – действенное средство профилактики одиночества.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Дайте определение понятию «группа». Охарактеризуйте это явление.

2. Перечислите виды групп.

3. Перечислите и охарактеризуйте уровни развития группы.

4. Проанализируйте виды отношений в группе.

5. Раскройте сущность процедуры социометрии.

6. Проанализируйте стили руководства и степень их эффективности.

7. Проведите сопоставительный анализ любви и дружбы.

8. Дайте общую характеристику интимных межличностных отношений.

9. Определите сущность проблемы одиночества и укажите способы и средства преодоления этого психического состояния.

10. Обоснуйте отличия между референтной группой и коллективом.

 

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1986.
  2. Аникеев П.П. Психологический климат в коллективе. – М.: Педагогика, 1989.
  3. Донцов А.И. Психология коллектива. – М.: МГУ, 1984.
  4. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М.: Педагогика, 1988.
  5. Петровский А.В., Шпалипский В.В. Социальная психология коллектива. – М.: Просвещение, 1979.
  6. Немов Р. С. Психология: Учебн. для студентов высших пед. учеб. заведений. В 2-х книгах. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: Просвещение, 1994.
  7. Психология: Учебник / Под ред. проф. А. А. Крылова. – М.: Проспект, 1998.
  8. Кон И. С. Я – Ты – Мы. Психологические возможности улучшения отношения. – М.: Педагогика, 1982.
  9. Фромм Э. Искусство любви. – М.: АСТ, 2001.

→ ОГЛАВЛЕНИЕ