КАФЕДРА ПСИХОЛОГІЇ І ТУРИЗМУ КНЛУ Електронний підручник “Основы психологии” (рос)

Електронний підручник “Основы психологии” (рос)

 

→ ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Раздел 5. Психосоциальные явления

Глава 16. Деятельность

 

16.1. Общая характеристика деятельности

 

Деятельность – это форма целенаправленной психосоциальной активности человека, общим результатом которой является конструктивное преобразование окружающего мира и самого деятеля.

Достаточно просто оглянуться вокруг, чтобы убедиться: окружающий нас мир – это действительность, вызванная жизнедеятельностью людей. Огромные мегаполисы и крошечные деревеньки, многоэтажные дома и роскошные особняки, летящий в небе самолет и плавно катящиеся по улице троллейбусы, ручка, которой пишутся эти строки, и компьютер, с помощью которого набирается этот текст, да и сама бумага, и книга, созданная в результате усилий многих людей – все это человеческая деятельность. Даже сам акт чтения вами, уважаемый студент, вникания в смысл этих слов, – все это тоже человеческая деятельность – деятельность, в результате которой воспроизводится человеческий тип жизни. Тип существования, в котором люди воспроизводят свою психологию, свою культуру, свой образ бытия.

Отличительными чертами человеческой деятельности являются следующие.

Во-первых, все виды человеческой деятельности социально детерминированы, т.е. вызваны к жизни потребностями людей как членов человеческого сообщества. Иными словами, деятельность есть общественный продукт. Ее результаты становятся достоянием тем большего количества людей, чем они значимы и востребованы.

Во-вторых, человеческая деятельность существует как объективная деятельность по отношению к людям. Вновь и вновь меняющиеся поколения людей, осваивая созданные до них способы бытия именно благодаря тому, что продолжают деятельность прошлых поколений.

В-третьих, человеческая деятельность как бы «отбирает» для себя людей, наиболее пригодных для той или иной ее разновидности. Так, одним людям легко даются системные построения, проектирование, аналитика, и из них получаются отличные экономисты, инженеры, конструкторы. Другим легко дается тот или иной вид искусства, и они «встраиваются» в театральную деятельность, в деятельность живописную или певческую. Это явление именуется «профессиональным тропизмом»; т.е. влечением к определенным разновидностям деятельности.

В-четвертых, человеческая деятельность обладает огромным побудительным потенциалом, т.к. формируемый в процессе деятельности образ цели (желаемый результат), сам процесс осуществления и потребность, удовлетворяя которую человек приступает к деятельности, образует настолько мощные силовое поле, что, начав деятельность, человек не может ее прекратить, пока не добьется намеченной цели. Если же в силу каких-либо причин, деятельность прервалась, человек испытывает при этом значительный дискомфорт (стресс, фрустрацию). И это настолько типично, что явления «непрерываемого действия» описывается в психологии как одно из патопсихологических переживаний.

 Значение деятельности для человека в отдельности и для человечества в целом настолько велико, что все обучение новых поколений посвящено, в сущности, овладению ими требуемыми для жизни деятельностями. А человечество, именно благодаря своей деятельности, ее продуктности и продуктивности, было названо великим русским ученым В.И. Вернадским отдельной геологической силой планеты – такой же, как океан, воздушные массы и различные виды биосферы.

Таким образом, деятельность является синтезом сознательного и психического. Это – одновременно и психосоциальное явление, и научная категория, т.е. предельно широкое научное понятие, объем и содержание которого в психологии имеет четко очерченные границы. Рассмотрим психологическое содержание деятельности.

 

16.2. Психологическое содержание деятельности

 

Психологическое содержание деятельности описывается следующей последовательностью понятий: потребность, мотив, цель, орудие, инструменты, способ действия, степень самостоятельности и значимость результата.

Потребность – это нужда, переживаемая человеком как жизненная необходимость. Без удовлетворения которой не может существовать либо организм, либо социальное Я; т.е. личность. Организмические потребностями называются биологическими или витальными («био» – жизнь по-гречески, «вита» – жизнь по-латыни), а потребности личности бывают психологические, социокультурные и духовные (аксиологические). Биологические потребности – это потребность в еде, во сне, в питье, в сексе, в материнском поведении. Социокультурные потребности – это воспитанные потребности в социальной безопасности, в самоуважении и уважении других, в соблюдении социальных норм, обычаев и ритуалов. Духовные потребности (ценностные) – это потребности в переживании высоких чувств, относящихся к праксической, эстетической, этической, интеллектуальной религиозной деятельности.

Потребности сами по себе не инициируют деятельность человека. Они активизируют желания, хотения, намерения, однако непосредственным импульсом к деятельности выступает эмоциональное проявление потребности, осознаваемое как интерес. Интерес порождает такое потребностное состояние, которое вызывает импульс, побуждение к действию, как только уровень возбуждения мозговых центров, отвечающих за активацию мозга (это гипоталамус, центры удовольствия или боли и др.) достигает такого уровня, при котором активируются требуемые для данной деятельности психические процессы и состояния.

Как уже подчеркивалось, самой по себе потребности недостаточно для побуждения к деятельности и, тем более, для объяснения всего ее разнообразия, особенно если учесть, что здоровый человек активен всегда. Что же еще выступает побуждением к действию, тем более, когда деятельность носит длительный целенаправленный характер?

Такой важнейшей побудительной причиной выступает мотив. Мотив – это совокупность, сочетание потребностей, соображений, влечений и намерений, приобретающих вид ценностного предпочтения, склоняющего человека к определенным действиям и активизирующим эти действия столько, сколько надо для достижения желаемого результата (цели). При этом цель обычно выступает в двух основных формах: как образ желаемого результата, который мотивирует его достижение и как способ осуществления деятельности, при котором мотивирует человека сам процесс деятельности. Так бывает, например, в игре или когда человек настолько увлекается самим осуществлением задуманного, что удовольствие от процесса выступает самостоятельным ценностным предпочтением.

В этом отношении в ощущении деятельности выделяют два состояния: целевое и парацелевое. Если вы хотите узнать, в каком состоянии находитесь в данный момент, просто задайте себе вопрос: „Хочу ли я, чтобы данная деятельность завершилась, как только цель будет достигнута?“ Если ответ „да“ – вас мотивирует представление о результате. Если ответ „нет“, вас мотивирует сам процесс, т.е. удовольствие от него.

В этом случае большое значение приобретает способ действия, т.е. стиль деятельности. Способ деятельности сам может иметь мотивообразующий характер. Например, для целевого состояния характерен серьезный мотивационный стиль: составление плана, прогнозирование результата, контроль за совпадением намеченного и достигнутого. Для парацелевого состояния характерен игривый мотивационный стиль: получение удовольствия от занятия, от спонтанности в данном процессе. Способ действия может отличатся эстетическими и этическими параметрами: быть честным или нечестным, красивым или безобразным и т.п.

Никакая деятельность невозможна без применения орудий, т.е. средств ее осуществления. Выработка орудий и овладение ими вообще есть важнейшее условие становления человеческой деятельности и человека вместе с ней. Орудие – это предмет, которым человек опосредствует свою деятельность. Простейшими орудиями в истории становления были палка, камень, с помощью которых древние люди высекали огонь, защищали себя и т.п. Как только орудие усовершенствуется настолько, что начинает нести в себе логику осуществления деятельности, оно получает статус инструмента. Инструмент – это специализированное орудие, предназначенное для выполнения определенных действий. Например, ложка, гаечный ключ, лопата, топор и т.д. Чем сложнее логика деятельности, воплощенная в инструменте, тем сложнее его устройство, но специализация инструмента нерушима. Компьютер бесконечно сложнее отвертки, но им невозможно отвернуть винт.

Мастерство осуществления деятельности предполагает прежде всего овладение способами действий и инструментарием. Пока человек не умеет пользоваться соответствующими инструментами, т.е. пока он дилетант, он может использовать даже очень сложные инструменты только как простейшие орудия. Например, рояль – как подставку для книг, компьютер – как пресс при склеивании картона и т.п.

Чрезвычайно важной психологической характеристикой деятельности является степень самостоятельности самого деятеля. Если деятель сам ставит цели деятельности, движим не внешними, а внутренними побуждениями и мастерски владеет способами действий и инструментарием, он является субъектом деятельности, т.е. ее автором. Если же человек осуществляет деятельность по замыслу и под руководством других людей, то даже при условии мастерского владения способами действий и инструментами, он выступает не как субъект деятельности, не как автор, а как исполнитель, т.е. агент. Можно считать, что в таком случае один человек выступает орудием или инструментом в деятельности других людей.

Так часто происходит в искусстве, где исполнительская деятельность попросту выделяется в качестве самостоятельного мастерства. Например, композитор написал пьесу для фортепиано, а специально подготовленные музыканты-исполнители ее исполняют.

В сложных видах деятельности, например, в творческой (созидательной, креативной) деятельности, в итоге которой человек создает продукт, имеющий безусловно важную социальную и духовную ценность – в поэзии, музыке, математике, живописи и др., у человека в процессе осуществления деятельности возникает особое психическое состояние – вдохновение. Это своеобразный экстаз творчества, необычность и интенсивность которого вызывает у деятеля чрезвычайно интересную иллюзию самовосприятия: человеку кажется, что он выступает не творцом, а лишь инструментом в руках подлинного творца, которым может быть Бог, язык (если это поэт), музыка (если это композитор) и т.д. Эти иллюзии самовосприятия творческих людей, по-видимому, выполняют важную функцию – освобождают творца от избытка субъективизма и позволяют полнее и глубже погрузиться в логику самого творчества.

Если в итоге деятельности человек-творец создает исключительные по значимости продукты (идеи, научные открытия, художественные полотна и другие произведения искусства, совершенные технические инструменты и т.п.), эти вершины человеческой деятельности становятся достоянием последующих поколений людей, выполняя роль эталонов, образцов, на которые равняются вновь появляющиеся на Земле люди. Так осуществляется культурное развитие человечества. Вместе с тем, для каждого из нас огромное значение могут иметь и наши собственные достижения: красивые любительские снимки, построенный собственными руками и прилаженный к дереву скворечник, выращенное дерево, рисунок нашего ребенка, красиво убранное жилище и т.д. Все это – результат нашего творческого самовыражения. А, значит, нашего способа постижения мира и утверждения себя в мире. Деятельность, таким образом, есть важнейшая психосоциальная функция человека, важнейшее предназначение человека в мире.

 

16.3. Психологическая структура деятельности и ее смысл

 

Деятельность как психосоциальное образование имеет стройную психологическую структуру, понять которую можно сопоставляя содержательные элементы этой структуры (потребности – мотивы – средства деятельности – способы действий – цели – результаты) с отношениями иерархических составляющих деятельности. Что же это такое – иерархические составляющие деятельности? Это – психологические значимые единицы той формы человеческой активности, которая именуется „деятельность“:

Наиболее крупной такой единицей является целенаправленная и целесообразная последовательность действий, соотносящаяся с определенным мотивом и завершается в определенном результате. Именно она и называется деятельностью. Деятельность, следовательно, есть максимально значимая единица активного человеческого бытия. А ее результаты служат мерилом для оценивания итогов человеческой жизни: будь-то по отношению к завершению какой-либо деятельности (постройка дома, издание книги, покупка или ремонт автомобиля и т.п.), или же по отношению к жизни в целом как итога многообразных деятельностей человека. Именно деятельность как наиболее крупная единица целенаправленной активности человека становится объектом оценивания со стороны других людей (этического, эстетического, праксического, аксиологического), отнимая или придавая достоинство человеческой жизни.

Деятельность реализуется через действия, состоит из действий. Если деятельность предполагает конечную цель самой себя, действие направлено на промежуточную, этапную цель. Действие – это единичный акт деятельности, предполагающий конкретную цель в данной ситуации, которая и определяет его назначение, его смысл.

Действие, таким образом, является целостной, но более дробной единицей анализа, чем деятельность. Если деятельность соотносится с жизнью человека, ее событиями, этапами и итогами, то действие соотносится с конкретными эпизодами, ситуациями и промежуточными целями.

В свою очередь, действие состоит из совокупности еще более дробных актов, которые носят название операций. Операция есть такой компонент действия, который соотносим со способом действий, диктуемым логикой действия. К примеру, исполнение одного и того же музыкального произведения на фортепиано, аккордеоне, баяне или гитаре требует совершенно разных движений пальцев при одних и тех же нотах. Иначе говоря, выполнение одного действия (исполнение пьесы) требует различных операций. Операция, следовательно, есть компонент действия, определяющийся средством (орудием, инструментом) с помощью которого выполняется действие.

Деятельность, действия и операция, представляя собой различные иерархические единицы взаимодействия человека с миром, образуют гибкую динамическую систему. Более того, они могут изменять свой статус, т.е. действие может разворачиваться в отдельную деятельность, операция может трансформироваться в действие. И, наоборот, прежнее действие и даже прежняя деятельность могут стать простыми операциями в структуре более сложных новых деятельностей.

Рассмотрим простой пример. Студент научился программированию. Создание различных программ стало для него своеобразным хобби, от которого он получает удовольствие, т.е. заняло статус деятельности, направленной на саморазвитие. Но вот с определенного момента студент стал получать заказы на разработку программ и его прежняя деятельность превратилась в совокупность операций по обслуживанию новой деятельности – зарабатывания денег.

Овладение человеком системой осуществления требуемых действий называется умением. А овладение требуемыми операциями называется навыком.

Понимание психологического содержания и подлинной психологической структуры деятельности позволяет открыть главное в психологическом анализе деятельности – ее смысл.

Смысл деятельности определяется для деятеля подлинным мотивом, поддерживающим деятельность, а для окружающих – истинным значением результатов. Осмысление человеком значимости своих операций и действий в общей структуре деятельности, понимание подлинных мотивов и целей, равно как и психических состояний, порождаемых деятельностью и порождающих деятельность, придает осмысленность самой жизни человека. Позволяет ему самоопределиться в выборе собственного предназначения в жизни. Об этом красноречиво говорится в известной притче. К двум рабочим, месившим раствор на строительстве храма, подошел прохожий. „Что вы делаете?“ – спросил он у них. „Как что – раствор месим“ – ответил один. „Что делаем? – переспросил другой. – Строим храм!“

 

16.4. Виды деятельности

 

Основными видами деятельности человека являются: игра, учение  и труд.

Каждый из этих видов деятельности является ведущим на разных этапах человеческой жизни. Однако переход от игры к учению, а от учения к труду вовсе не означает, что предшествующая деятельность целиком и полностью исключается. Взрослые могут самозабвенно предаваться игре, а дети могут серьезно трудится. Психологически важнее другое, а именно: что вносит тот или иной вид деятельности в жизнь людей.

Игра. Игра – это вид деятельности, в которой ценность имеет не столько результат, сколько процесс и эмоциональные состояния, им порождаемые. Игра является первым видом деятельности, с которым сталкивается человек в процессе становления. Психологический анализ игр позволил установить, что первыми в жизни ребенка входят так называемые имитационные игры, т.е. игры, в которых ребенок подражает взрослым. Затем наступает период функциональных игр, когда ребенка увлекает сам процесс игры, действование. Далее следует период конструкторских игр, когда ребенок строит „домик“ из кубиков, конструирует с помощью детских конструкторов различные объекты. На смену этому приходит период манипулятивных игр, в которых ребенок развивает фантазию, используя одни и те же предметы как орудия разных деятельностей. Например, палка может служить и „ружьем“, и „саблей“, и „лошадью“; затем наступает период игр ролевых: дети играют в продавцов и покупателей, в пап и мам, в бизнесменов и летчиков. Иначе говоря, „осваивают“ в воображаемых действиях по образцу формы взрослого поведения. Наиболее сложными играми являются игры по правилам. Именно такие игры составляют в дальнейшем спектр игровых видов спорта. Игры являются могучим источником и средством психологического развития ребенка, а также важнейшим условием сохранения психического здоровья для взрослых. Понятно, что спортивные игры, если они относятся к миру профессионального спорта, сохраняют лишь форму игры. По содержанию – это тяжелый труд, назначение которого – достижение высоких спортивных результатов, а внутренний смысл зависит от личных устремлений спортсмена.

Учение. Это деятельность по систематическому усвоению знаний, умений и навыков, необходимых, в конечном итоге, для выполнения в будущем трудовой деятельности. В учении непременно присутствуют два лица: учитель и ученик. Учитель воспроизводит в ученике те структуры деятельности (действия, операции, цели и мотивы), которыми он владеет. Подлинное учение носит развивающий характер, т.е. влияет на смысл жизнедеятельности ученика, формируя у него не только знания и способы действий, но и высшие чувства, и систему ценностей, и систему научных представлений о мире. Полноценное учение также воспитывает ученика, способствуя выработке у него высших нравственных регуляторов поведения, таких как совесть и долг. Правильно построенное обучение ведет к гармоничному и всестороннему развитию ребенка – как в умственном, так и в нравственном, как в эмоциональном, так и в поведенческом отношении. Главная задача гуманистически ориентированного обучения – обеспечить каждому ребенку полноценное и всестороннее развитие за счет систематического и развивающего обучения.

Труд. Это деятельность, направленная на создание общественно значимого продукта, удовлетворяющего материальные и другие потребности людей. Труд – основной вид деятельности человека. В огромном количестве исследований показано, что труд в силу своей многосторонности и многогранности разнообразно влияет на психические процессы и свойства человека. Трудовая деятельность сама по себе вызывает различные психические, в частности, эмоциональные состояния у человека: от утомления до вдохновения. В труде раскрываются и формируются способности человека. Ведь труд требует соответствующей подготовки, а сложные виды труда – многих лет учения. Труд – чрезвычайно энергоемкая деятельность. Будь-то физический или умственный, он требует напряжения всех психических процессов: воли, памяти, внимания, мышления, восприятия, ощущений, а зачастую – и воображения, и речи. Сложность современных видов труда предъявляет к человеку настолько высокие требования, что вводится специальный профессиональный отбор, отбор на пригодность для профессии. В то же время современное производство все более и более вытесняет человека, заменяя его роботами и экспертными компьютерными системами. В этих условиях возрастает значение профессий системы „человек – человек“, поскольку люди не могут, в конечном итоге, обходиться друг без друга.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте определение понятию «деятельность».

2. Перечислите отличительные черты человеческой деятельности.

3. Назовите основные виды деятельности и кратко охарактеризуйте их специфику.

4. Раскройте отличие психологических понятий «орудие» и «инструмент».

5. Раскройте содержание и структуру человеческих потребностей.

6. Объясните психологическое содержание понятия «мотив».

7. Отметьте, в чем заключается отличие мотивационных стилей при целевом и парацелевом состоянии в осуществлении деятельности.

8. Обоснуйте психологическое отличие между понятиями «субъект деятельности» и «агент деятельности».

9. Объясните роль деятельности и ее продуктов в культурном развитии человечества.

10. Охарактеризуйте психологическую структуру деятельности и ее смысл.

 

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Белоус В.В. Темперамент и деятельность: Учебное пособие. – Пятигорск, 1990.
  2. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1967.
  3. Леонтьев АН. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977.
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Педагогика, 1989.
  5. Леонтьев Р. Н. Проблемы развития психики. – М.: МГУ, 1981.
  6. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.: Наука, 1966.
  7. Выготский Л. С. Проблемы развития высоких психических функций. Собр. соч. в 6 томах. Т. З. – М.: Педагогика, 1983.
  8. Беспалов Б. И. действие. Психология механизма визуального мышления. – М.: Педагогика, 1984.
  9. Юдин Э. Г. Системный подход и принципы деятельности. – М.: Наука, 1978.

→ ОГЛАВЛЕНИЕ