КАФЕДРА ПСИХОЛОГІЇ І ТУРИЗМУ КНЛУ Електронний підручник “Основы психологии” (рос)

Електронний підручник “Основы психологии” (рос)

 

→ ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Раздел 1. Введение в психологию

Глава 1. История развития

и современное состояние психологии

 

1.1. Определение психологии как науки

 

Слово «психология» происходит из двух греческих слов: «психе» – душа и «логос» – наука. Психологиянаука о психике, т.е. о такой форме отражения действительности мозгом и нервной системой, которая обеспечивает смысловую ориентировку живого существа в себе и в мире. Само психическое отражение существует в виде следующих психических процессов: ощущения (когда образ мира возникает в результате прикосновения), восприятия (когда образ мира возникает в результате рассматривания), мышления (когда смысл происходящего возникает в результате сравнения, анализа, обобщения), памяти (т.е. сохранения образов отражения), воображения (когда различные образы соединяются друг с другом), речи (когда выражается в словесной форме содержание психики), воли (когда намеченный план выполняется, несмотря на препятствия) и внимания (когда психическая активность сосредоточивается на определенном участке действительности). Однако психика как свойство живых существ отражать мир в виде ощущений, образов, представлений, реагировать на него и на свои состояния в форме желаний, агрессии, стремлений не ограничивается только процессами. Психика включает в себя также психические состояния (эмоции – чувства) и свойства (темперамент, характер, способности). Чем ниже по уровню развития на ступенях эволюции находится существо, тем меньшим объемом психики оно располагает. Так, у дождевого червя существует только один психический процесс – ощущение. Чем выше на ступенях эволюции находится существо, тем больше у него диапазон психики и тем она сложнее. Так, человек не только располагает указанными психическими процессами, состояниями и свойствами, но и такими сложными психосоциальными образованиями как личность, сознание (образ мира), язык.

Психология – это наука, которая изучает закономерности психики, т.е. свойства, особенности, явления, присущие психическому отражению. Иными словами, психология изучает закономерности и свойства ощущений, восприятий, памяти, мышления, речи, воображения, воли, а также специфику развития, формирования и проявления психических состояний, темперамента, характера и способностей. Психология изучает психику и животных, и человека. Понятно, что психика человека гораздо сложнее, чем психика животных. Поэтому и наука психология, которая занимается психикой человека, гораздо сложнее, чем психология, которая исследует животных. Вот почему современная психология состоит из многих отраслей, многих отдельных дисциплин: общая психология, педагогическая психология, возрастная психология, социальная психология, зоопсихология и т.д.

 

1.2. Основные этапы истории психологии

 

В истории психологии можно выделить следующие стадии: донаучная, преднаучная, естественнонаучная, стадия научной специализации.

По времени дольше всего длился донаучный этап существования психологии. Сам термин «психология» был создан только в ХVIII веке. Но, насколько можно судить по историческим памятникам (древним манускриптам, религиозным книгам) интерес к человеческой психике у людей был всегда. Только до возникновения термина «психология» люди предпочитали свой интерес называть словом «душа». Ведь по-гречески «психе» и означает «душа». Но что же интересовало людей в отношении души? Душой в древности люди называли свои внутренние переживания, представления о мире, сновидения, а также свойства характера. Смелый человек или трусливый, ленивый или трудолюбивый, верный друг или предатель – обо всем этом говорилось: такой у него характер, «такая у него душа». Как мы видим, «душа» означало то, что теперь называется «психика». О человеке, которому не были свойственны переживания относительно других, относительно самого себя, своего дела, – говорили: человек без души, «бездушный»

Донаучный этап представлений о психике – это исторический период, длившийся тысячелетия. Его можно отсчитывать от даты в 15-20 тыс. лет до нашей эры, т.е. времени, когда люди приручили собак и одомашнили лошадей. Первоначальные представления о психике были тесно связаны с начальными формами религии – с анимизмом и магией. Согласно анимизму (по латыни «animа»–душа) все в мире (растения, деревья, ветер, море, звери) – одушевлено. Раз так, значит на все в мире можно воздействовать явно или неявно. Воздействие на все в мире, т.е. на все явления природы и на все живые существа, предполагающее влияние на их «душу» называется магией. Главное, центральное действие магии – заклинание. В древности люди считали, что раз у дождя есть душа, его можно заклясть, т.е. вызвать или прекратить. Совершенно очевидно, что такие, в сущности, детские представления о мире и психике являются ненаучными. Но они не исчерпывают всего донаучного этапа. Ведь он длился тысячи лет. Огромный вклад в донаучные представления о психике внесли мудрецы Древней Индии, Древнего Китая и Древнего Ближнего Востока. Примерно в течение последних 5 тыс. лет до нашей эры уже медики Древнего Китая и Индии выделили психологические типы людей по преобладанию крови (сильный, как тигр), энергии ци (неуравновешенный, как обезьяна), слизи (медлительный, как слон). По их мнению главный орган психики находился в сердце. Древнеегипетские (древневавилонские) клинописные таблицы свидетельствуют о том, что бог Птах ведает сердцами и языком людей, их помыслами и желаниями. В текстах древнеиндийских Вед (второе тысячелетие до нашей эры) общепринятым было положение о переселении душ.

Расцвет донаучных представлений о психике приходится на античную эпоху, т.е. с 6-го века до нашей эры в Древней Греции и Древнем Риме. Это связано с переходом от бронзы к железу в сфере производства, интенсивным ростом торговли, широким применением рабского труда и завоеванием новых территорий.

Переход от жизни в родах и племенах к жизни в городах-полисах, развитие рабовладельческого производства, появление нового (железного) оружия и новых средств труда и транспорта (мельницы, парусно-весельные корабли, железоплавильные печи) стимулировало развитие научных представлений о мире и о психике в частности. Величайший мыслитель античности Аристотель (384-322гг. до н. э.), ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, считал ум источником движения, а разум тем свойством человека, который отличает его от животного. Аристотель сформулировал положение, согласно которому душа есть порождение тела. Аристотель выдвинул положение о катарсисе, переживании, которое очищает душу.

Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 гг. до н. э.) и Гален (ок. 130 – 200 гг. н. э.) – крупнейшие врачеватели античной Греции и античного Рима, разработали правила нравственного поведения врача, основанные на соблюдении принципов уважения к человеку и впервые описали строение человеческого организма, акцентировав внимание на психологических отличиях людей (по темпераменту).

С крушением Римской империи (IV век н. э.) и широким распространением на европейском континенте и в Малой Азии иудео-христианства и мусульманства – двух крупнейших монотеистических религий – представления античных мыслителей стали уступать место религиозной мифологии единобожия. Так античные донаучные представления о психике сменились средневековым периодом. Этот период в странах Европы охватил около 1000 лет – с V века н. э. до XV-го века н. э., т.е. до эпохи Возрождения.

В этот исторический период торжествовали взгляды, согласно которым сущность человека можно познать не через размышление, а через Высшее существо, т.е. через Бога. Но так как Бог непознаваем, в него надо верить, пытаясь раскрыть порядок вещей с помощью богословия. В связи с тем, что научные исследования человека были под запретом и разрешалось вести только богословские споры, распространение получила схоластика (от греч. схоластикос – ученый), тип философского рассуждения, не основывающийся на данных реальных исследований, а только на религиозных догматах.

И лишь в трудах выдающегося арабского медика и мыслителя Ибн Сины (ок. 980-1037), в частности, в его «Каноне врачебной науки» продолжились традиции Аристотеля, традиции природного, естественного объяснения природных явлений, в том числе явлений человеческой психики.

Начиная с эпохи Возрождения, т.е. с XV века, после того, как Николаем Коперником (1534), Йоганом Кеплером (1604) и Галилео Галилеем (1633) было доказано, что не Земля центр мира, как это утверждалось богословами, а Солнце – центр солнечной системы, в которой Земля – лишь одна из девяти планет: и только с появлением трудов Френсиса Бэкона (1561-1626), обосновавшего значение эксперимента, вновь стало продвигаться философское осмысление психики. Это значит, что представления о психике перестали быть собственностью только богословов и стали предметом размышления философов, как это и было в античности.

Этот этап можно назвать преднаучным, т.к. он предшествовал собственно научному. Его выдающиеся представители – французский философ Рене Декарт (1596-1650), нидерландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1677), немецкий философ и физик Готфрид Лейбниц (1646-1716) и английский философ Джон Локк (1632-1704).

Эти мыслители заложили основы собственно научного этапа в развитии психологии. Р.Декарт сильно ограничил значение термина «душа», объяснив человеческое поведение действием раздражителей на нервы и мозг, и предложив идею рефлекса (от латинского «reflexus», т.е. отраженный), согласно которой не душа, а двигательная реакция в ответ на раздражение (рефлекс) является механизмом, приводящим человека к тем или иным действиям. «Я мыслю, следовательно, существую», –  писал Р.Декарт. Термин «душа» Р.Декарт оставил лишь за сложными психическими действиями (мысли, переживания, нравственные чувства). Поэтому трактовку Р.Декартом психики называют дуализмом (от лат. dualis – двойственность). В отличии от Р.Декарта Б.Спиноза объяснял все поведение человека, в том числе высшие, нравственные его проявления, такие как любовь, долг, страсть синтезом, единством телесного и психического, т.е. психофизиологически. Согласно Б.Спинозе, все действия человека подчиняются универсальной причинности мира и могут быть выведены и доказаны, как геометрические теоремы. Г.Лейбниц развил учение о способностях человеческого ума к постижению высших истин и ввел понятие неосознаваемого, бессознательного в психике. Именно благодаря Г.Лейбницу психология обогатилась представлением о том, что психические явления существуют как осознаваемые, т.е. такие, в которых мы можем дать себе отчет, и как бессознательные, т.е. такие, в которых мы не можем дать себе отчет (сны, механические действия). И что все эти явления имеют причину своего возникновения, т.е. детерминированы. Дж.Локк вывел понятие «ассоциация». Он доказывал, что все человеческое познание происходит из опыта. Опыт порождает идеи, т.е. мысленные представления. Одна идея, по ассоциации, вызывает другую. Так формируются совокупности психических отражений, т.е. мыслей, образов, идей.

Преднаучный этап развития психологии завершился: а) пониманием материальных причин возникновения психики; б) пониманием того, что психика есть следствие работы, деятельности тела; в) пониманием, что психика, как и все в мире, подчинена определенным закономерностям; г) пониманием возможности опытного исследования психики и механизмов ее функционирования (рефлексы и ассоциации).

Естественнонаучный этап становления психологии приходится на начало XIX века. Именно в первые десятилетия XIX века в трудах чешского физиолога Яна Прохазки, английского невролога Чарза Белла и французского физиолога Франсуа Мажанди было экспериментально установлено: а) что ощущение есть продукт нервных процессов, т.е. продукт возбуждений, проходящих от воспринимающего органа по нервным волокнам к мозгу, б) что все нервные волокна берут начало в мозгу, либо в головном, либо в спинном, в) что рефлекс есть действительный, реальный механизм, представляющий собой ответ на раздражение нервных окончаний, г) что рефлекс функционирует благодаря рефлекторной дуге, т.е. ансамблю, состоящему из  рецептора, центростремительных волокон, нервного центра в мозгу, центробежных волокон и исполнительного органа (мышцы, железы).

Естественнонаучный этап становления психологии оформился в 1879 году, когда в Лейпциге Вильгельмом Вундтом (1832-1920) была создана первая в мире лаборатория экспериментальной психологии.

Таким образом, психология полностью отделилась от философии и физиологии и стала самостоятельной наукой.

Все последующее развитие психологии представляет собой углубление ее специализации, т.е. возникновение разных отраслей, и дифференциации, т.е. возникновение и развитие различных научных школ.

 

1.3. Объективный характер психических закономерностей

 

Поскольку психология является наукой, постольку она изучает психические явления в их объективном, т.е. не зависимом ни от чего, помимо действующих причин, виде. Что это означает? Это означает, что если мы знаем какие-то психические закономерности, мы можем с легкостью вызвать их проявления или же мы можем наблюдать, как они проявляются, независимо от того, грустны мы или веселы, нравятся они нам или нет. Иными словами, они существуют по своим собственным законам. Потому и носят объективный характер. Рассмотрим несколько примеров.

Пример первый. Согласно закону Вебера-Фехнера, интенсивность раздражения и сам раздражитель находятся в пропорциональной зависимости, размер которой для разных органов чувств определяется конкретным пропорциональным соотношением, которое называется константой Вебера. Что это означает? Это означает, что люди могут заметить изменения яркости света, громкости шума, вкуса вещества только при условии, что его интенсивность изменится на 1/60 (для света); на 1/10 (для громкости); на 1/5 (для, скажем, солености). Это означает, что если в комнате горит 61 светильник, и один светильник погаснет, мы этого не заметим. Это означает, что уровень громкости может колебаться в пределах меньше 1/10, и мы этого не почувствуем.

Пример второй. Закон мотивации Йеркса-Додсона. Согласно этому закону, деятельность происходит успешно, если уровень мотивации к ней достаточно высок, но не превышает определенных пределов. Если же человеку хочется особенно хорошо что-то сделать, у него ничего не выйдет, т.к. слишком сильная мотивация точно так же разрушает деятельность, как и слишком слабая. В первом случае вся энергия уходит на желания, а не на процесс. Во втором энергии недостаточно.

Пример третий. Относится к свойствам ощущений. Всегда, когда мы после холодной воды опускаем руку в теплую, она нам кажется горячее, чем на самом деле. А когда в ту же воду опускаем руку после горячей, она кажется холоднее. Эта закономерность ощущений называется «контраст ощущений».

Пример четвертый. Нам известно, что когда мы смотрим вдаль вдоль железнодорожного пути, кажется, что рельсы сходятся, хотя мы отлично знаем, что расстояние между рельсами неизменно, они параллельны. Но иллюзия возникает всякий раз именно потому, что психические закономерности носят объективный, т.е. независимый от наших желаний характер. Они определяются причинностью и природой функционирования психики.

 

1.4. Психика и мозг

 

Психика есть функция нервного вещества, нервных клеток, самое большое скопление которых составляет головной мозг. Головной мозг невероятно сложен. Он состоит из двух полушарий. А в вертикальном разрезе из коры и подкорки, которая охватывает нижние отделы мозга.

Кора – это 10 -12 миллиардов нервных клеток, нейронов. Кора состоит из семи слоев и миллиардов клеток глии, которые защищают и питают нейроны. Именно кора головного мозга является высшим регуляторным органом всей нервной системы и материальным субстратом (от латин. substratum–под поверхностью), т.е. основой психического отражения. Нижние, подкорковые отделы головного мозга включают мозолистое тело, соединяющее два полушария; таламус, который сортирует сигналы и контролирует автоматические движения; гипоталамус, отвечающий за работу центров голода, жажды, а также сон, температуру тела и половое поведение. Рядом с ним находится гипофиз – железа, регулирующая рост организма. У основания головного мозга находится средний мозг и мозжечок. Средний мозг – это остаток примитивного головного мозга низших позвоночных, и он служит для соединения двигательных и сенсорных сигналов, а также как передаточный центр на пути следования сигналов зрительных и слуховых. Мозжечок – это своего рода компьютер, анализирующий положение тела в пространстве. Если удалить у животного мозжечок, оно не сможет правильно двигаться. Между гипоталамусом и средним мозгом находится ретикулярная формация, регулятор активности мозга. Именно ретикулярная формация выделяет так называемые медиаторы, т.е. мозговые гормоны, активирующие или, наоборот, снижающие активность мозга. Между подкоркой и таламусом находится лимбическая формация – образование, отвечающее за эмоции и связанные с ними реакции.

Помимо специализации этих компонентов мозга, сами большие полушария отличаются своими функциями. Левое полушарие содержит центры речи и аналитического мышления. А правое – ответственно за интуицию, восприятие запахов и невербальных сигналов. Лобные доли мозга отвечают за волевую регуляцию поведения. Затылочная часть – за визуальное восприятие, а теменная – за выполнение движений, контролируемых корой. Мозг, таким образом, это источник и физиологических, и психических функций.

 

 

1.5. Нервная система и ее строение

 

Головной мозг является главным органом нервной системы человека и животных. Однако его деятельность обеспечивается всей нервной системой организма. Поскольку нервная система человека наиболее сложна по сравнению с другими существами, населяющими Землю, рассмотрим ее принципиальное устройство и функции.

Выше уже говорилось, что головной мозг состоит из 10-12 миллиардов нервных клеток, нейронов. Нейрон – это базовый элемент нервной системы. Каждый нейрон состоит из тела, в котором находится ядро этой нервной клетки, дендритов, т.е. ответвлений, через которые нейрон получает сигнал от других нервных клеток, и – аксона, длинного нервного окончания, передающего сигнал на другие нейроны, на мышцы или железы. То, что мы называем словом «нерв» в сущности, есть пучок аксонов, примерно от 1000 нейронов, сплетенных в одно нервное волокно. Соединение между дендритами одного нейрона и аксоном или дендритами другого называется синапсом. Синапс – как буфер между вагонами. Через синапс передается сигнал благодаря так называемым нейромедиаторам, т.е. химическим веществам, вырабатываемым мозгом. В сущности, каждый нейрон напоминает электролитическую батарейку, в которой на периферии плюс, а в центре минус. При малейшем воздействии на нейрон эти заряды мгновенно поляризуются, и возникает электрическое напряжение. Это биоэлектричество и есть источником нервно-психической активности. Возникновение этого биоэлектричества объясняется составом нейрона: мембрана клетки содержит положительные ионы натрия и калия, а ядро – отрицательные ионы хлора. Этот электролитический состав и вырабатывает электрический импульс.

Нервные волокна, распространяясь от головного мозга через спинной, пронизывают все тело. Нервные волокна, через которые доставляется возбуждение от периферии тела (кожа, органы, мышцы, конечности) к головному мозгу, называются центростремительными или сенсорными нервами. А нервные волокна, через которые передаются импульсы от головного и спинного мозга на мышцы и органы, называются центробежными или двигательными нервами.

Нервная система человека делится на два основных отдела: центральная нервная система (включающая головной и спинной мозг со всеми нейронами и нервными волокнами, относящимися к ним) и периферическая нервная система (включающая соматическую нервную систему и вегетативную нервную систему). Центральная нервная система во главе с головным мозгом обеспечивает принципиальную ориентировку живого существа в окружающем мире, в то время как периферическая нервная система отвечает за работу организма. Нейроны, находящиеся в периферийной нервной системе, а также в спинном мозге и нижних отделах головного мозга регулируют деятельность всех внутренних органов (сердца, легких, печени, кишечника, селезенки, сужения-расширения зрачка и т.д.) В сочетании с деятельностью эндокринной (гормональной) системы, основными органами которой являются гипофиз и надпочечники (гипофизарно-кортикальный комплекс) периферическая и центральная нервная система с ее главной частью – головным мозгом – порождают биологическую жизнеспособность организма и высшую степень его ориентировки в мире – психическое отражение.

 

1.6. Психика и сознание

 

Психика живого существа является порождением нервной системы и мозга. В процессе эволюции психика возникла из первичных форм движений растений и животных, происходивших в ответ на внешние раздражения: свет, температуру, влажность и т.п.

Первичные формы таких движений-реакций у растений называются тропизмом. Например, поворачивание цветка за солнцем – гелиотропизм. У простейших животных такая же принудительная реакция на источник раздражения называется таксис. Например, неудержимое влечение бабочек к зажженной свече или лампе – это таксис.

Тропизм и таксис – допсихические, биологические формы реагирования живых организмов на раздражитель.

Более сложная форма реагирования, когда к биологическому может подключаться психическое отражение, называется рефлексом. Рефлекс – это реагирование на раздражитель либо с помощью врожденной, либо с помощью выученной реакции. В первом случае рефлекс – явление биологическое, физиологическое. Во втором – психическое. Отличие в том, что во втором случае у живого существа происходит переучивание, перепрограммирование врожденных рефлексов или же выработка новых на основе смысловой ориентировки в ситуации. Так, лягушка, схватив языком синтетическую муху, больше не обратит на нее внимания. Она мгновенно сориентируется, что это – не настоящая, а искусственная «муха».

Многоступенчатые врожденные рефлексы называют инстинктами. Например, постройка гнезд у птиц, миграция рыб, выкармливание детенышей у животных – это инстинкт, т.е. сложное стереотипное врожденное поведение.

В целом среди живых существ выделяется четыре уровня развития психики. Первый из них называется сенсорный, т.е. когда смысловая ориентировка происходит только в пределах одного психического процесса – ощущения. Следующий уровень психики – это когда смысловая ориентировка осуществляется в пределах и ощущения и восприятия. Еще он называется перцептивный. Более высокий уровень психики – это уровень интеллекта, т.е. когда живое существо способно ориентироваться не только с помощью ощущения и восприятия, но и мышления. Например, не имея возможности дотянуться до банана, обезьяна может воспользоваться палкой. Способность воспользоваться орудием и есть признак интеллекта.

Но высшим уровнем психики, свойственным только человеческой психике, является сознание. Сознание – это такой уровень психического отражения, при котором, во-первых, устанавливается объективная, совершенствующаяся сама по себе причинно-следственная зависимость многих явлений; во-вторых, отражение мира опосредовано языком, и вообще знаком; в-третьих, это отражение мира, обусловленное культурой. В-четвертых, сознание – это способность психики отражать не только внешний мир, но и себя. Это свойство сознания именуется рефлексия.

 

1.7. Структура сознания

 

Сознание как высшая форма психического отражения имеет следующую структуру.

Во-первых, это совокупность знаний об окружающем мире. Следовательно, в структуру сознания входят познавательные психические процессы, с помощью которых происходит познание мира.

Во-вторых, сознание включает самопознание, самооценку, самоотношение, т.е. иерархию оценочных отношений к себе и другим.

В-третьих, сознание включает в себя целеобразование и ценностный компонент жизнедеятельности, т.е. цели, мотивы и смыслы осуществления деятельности. Что я делаю, ради чего, каков будет результат – этот ценностный компонент сознания формирует систему убеждений человека и его представлений о смыслах жизни

В-четвертых, сознание включает в себя базисную ориентировку в месте и времени: где я? что я делаю? который сейчас час, месяц, год и т.д.

Все эти четыре компонента сознания формируют его целостную структуру: познавательную, рефлексивную, ценностно-смысловую и ориентировочную.

 

1.8. Сознательное и бессознательное

 

В человеческой психике выделяется два уровня: сознательный и бессознательный. Бессознательное, неосознаваемое – это совокупность всех психический процессов и состояний, в протекании которых человек не отдает себе отчета. Область бессознательного включает сновидения, автоматические (механические) действия, галлюцинации, бред, действия в состоянии сна и гипноза, а также деятельность всех органов тела (работа сердца, желудка, глаз и т.п.).

Примеры.

1. Молодой человек приглашает в гости своих приятелей. Они договорились встретиться возле дома. Однако при встрече обнаруживается, что хозяин потерял ключ от квартиры. Как вы думаете, так ли уж он хотел принимать гостей?

2. В квартире был сделан ремонт и выключатель перемещен с одной стены на другую. Однако почти все члены семьи по-прежнему пытаются включить свет на прежнем месте.

3. Открывая собрание, председатель сказал: «Объявляю собрание закрытым». Как вы думаете, чего он хотел на самом деле: начинать собрание или поскорее завершить его?

4. Студенту снится, что он сдает экзамен, но не знает ответ на вопрос из билета. Он просыпается и повторяет пропущенную тему. Экзамен сдает на  отлично.

Подобные явления явно свидетельствуют о том, что бессознательному компоненту психики принадлежит важная роль в жизни человека.

 

1.9. Современная психология, ее задачи и место в системе наук

 

Современная психология – сложная наука. Она представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, исследующих психику во всем ее многообразии. Поскольку предмет психологии – закономерности развития и проявления психики в целом, это и диктует задачи психологии.

В самом общем виде эти задачи можно сформулировать следующим образом. Во-первых, это исследование наиболее общих закономерностей психики, разработка методов их изучения, выработка научных понятий для их описания. Во-вторых, это изучение конкретных психических процессов, свойств и состояний, а также закономерностей психологического бытия личности. В-третьих, это исследование различных видов человеческой деятельности и отношений (социальная психология, педагогическая, возрастная, военная, психология торговли, рекламы и т.д.). В-четвертых, это изучение физиологических основ психических процессов и проектирование новых форм психической деятельности.

Столь сложные задачи определяют и место психологии в системе современных наук. Ее место в центре, посредине между естественными (физика, химия, биология), социальными (социология, история, культурология) и техническими (электроника, кибернетика, радиотехника).

Во всех своих отраслях психология сохраняет свой предмет исследования, свои принципы и методы исследования. И все дальнейшее развитие психологии предполагает максимальное расширение связей психологии с другими науками при сохранении ее собственной проблематики.

 

1.10. Структура современной психологии

 

Современная психология представлена множеством психологических дисциплин. Чтобы понять причины и сущность этого многообразия, следует принять во внимание 1) особенности изучения психики в конкретной деятельности; 2) особенности изучения процессов развития психики; 3) особенности изучения отношений человека, его личности к обществу.

По первому основанию классификации можно выделить следующие психологические дисциплины.

Педагогическая психология. Эта психологическая дисциплина изучает особенности психологии обучения и воспитания; психологии ученика и учителя; она исследует специфику формирования познавательных процессов у здоровых детей и у взрослых, а также у тех, у кого имеются дефекты психики.

Психология труда. Эта психологическая дисциплина изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, специфику его работы с техникой и машинами в целом (инженерная психология, авиационная психология, космическая психология), а также специфику психических состояний человека, связанных с нагрузками организма в особых условиях деятельности (военные, пожарники, милиция и т.д.).

Медицинская психология. Изучает психологические аспекты поведения больного и деятельности врача, специфику психологического лечения (психотерапии), соотношение психических явлений с мозговыми структурами (нейропсихология), влияние лекарственных веществ на психику (психофармакология), особенности личности больных (патопсихология).

Юридическая психология. Исследует психику преступников, психологические аспекты криминального поведения, закономерности допросов, психологию свидетеля и т.п. Включает в себя также психологию воспитания заключенных в тюрьмах и особенности личности правонарушителей.

Психология спорта – исследует психологические особенности личности и деятельности спортсменов.

Психология торговли – выясняет психологические аспекты эффективных продаж, закономерности восприятия рекламы (психология рекламы), поведение покупателей и т.п.

По второму основанию выделяются следующие психологические дисциплины.

Возрастная психология. Эта отрасль психологии исследует происхождение и развитие психики на разных этапах развития личности человека. Она подразделяется на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослых и психологию пожилого возраста (геронтопсихология).

Специальная психология – отрасль психологии, изучающая различные нарушения и отклонения в процессе развития психики. Она включает дефектологию – науку о патологии психического развития ребенка, а также сурдопсихологию – психологию глухих и тифлопсихологию – психологию слепых.

Сравнительная психология занимается сравнением психики человека и животных. Ее разделом является зоопсихология, изучающая психику животных разных видов, родов и семейств: насекомых, птиц, млекопитающих. Широко известны исследования психики дельфинов и обезьян.

По третьему основанию выделяется еще один раздел психологических наук. Это – социальная психология, которая исследует закономерности существования больших и малых групп, закономерности массовидных явлений (моды, слухов, обрядов, религий, культурных традиций, общественных настроений). Это также – психология личности, которая изучает жизнь личности в группе и в обществе. Как строятся взаимоотношения, как формируется система ценностей личности, стиль ее поведения, моральная устойчивость и внушаемость, индивидуализм и коллективизм, система убеждений и т.д.

Особое место среди психологических дисциплин занимает общая психология. Общая психология иначе называется теоретической и экспериментальной психологией. Она исследует наиболее общие закономерности психики во всех ее разновидностях: закономерности психических процессов, свойств и состояний. Общая психология разрабатывает методы и принципы психологического исследования. Главная задача общей психологии – открытие законов психического отражения применительно к личности человека, его психическим процессам, а также – человечеству в целом.

 

1.11. Междисциплинарные связи современной психологии

 

Поскольку психология находится на стыке наук, она широко развивает связи с этими науками. Прежде всего, эти междисциплинарные связи развиваются за счет заимствования методов исследования и обработки данных. Так, применяя методы математического моделирования и статистические методы обработки данных, формируется математическая психология. Применяя методы лингвистического анализа высказывания, формируется лингвистическая психология, которая называется психолингвистика. Применяя методы измерения, существующие в современной физике и биологии, формируются психофизика и психобиология – науки, которые углубленно и плодотворно изучают естественные, природные механизмы восприятия, мышления, ощущения и других психических процессов. Современная экспериментальная психология, как и современная фундаментальная психология, по существу основаны на применении методов смежных наук. Так, например, русский ученый Владимир Лефевр, используя методы математического моделирования, доказал, что принципиальный выбор в пользу оптимизма и пессимизма, положительного суждения о чем-то и отрицательного суждения люди делают в соотношении 1/3 к 2/3. Это означает, что в любой человеческой группе при оценивании одного и того же объекта будет наблюдаться именно такая пропорция в распределения суждений, если при этом на людей специально не воздействовали целенаправленным убеждением. Причем, кто будет в большинстве – оптимисты или пессимисты, зависит от конкретной ситуации, но пропорция останется неизменной. Междисциплинарные связи психологии – закон успешного развития науки психологии.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте определение психики  и перечислите психические процессы, свойства и состояния.

2. Укажите временные рамки этапов развития психологии и охарактеризуйте донаучную стадию ее становления.

3. Перечислите основные достижения преднаучного этапа развития психологии.

4. Укажите основные открытия естественнонаучного этапа развития психологии.

5. Приведите 2-3 примера, иллюстрирующие объективность психических процессов и укажите уровень развития психики.

6. Проанализируйте строение и функции нервной системы человека и ее базового элемента – нейрона.

7. Опишите структуру и функции человеческого мозга человека.

8. Назовите и сравните допсихические и психические разновидности реагирования живых существ.

9. Проанализируйте структуру сознания и обоснуйте роль бессознательных психических процессов в жизни человека.

10. Назовите основания, определяющие структуру современной психологии и покажите логику возникновения междисциплинарных направлений психологической науки.

 

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Психологія / Під ред. Г.С.Костюка. – К.: Радянська школа, 1968.
  2. Общая психология / Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1986.
  3. Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 1995.
  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996.
  5. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975.
  6. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. Собр. соч. Т. 1, М.: Педагогика, 1986.
  7. Шарден Т. Феномен человека. М.: Наука, 1987.
  8. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Лекции по истории психологии. – М.: МГУ, 1996.
  9. Хомская Е. Д. Нейропсихология. – М.: МГУ, 1987.
  10. Чуприкова Н. И. Психика и сознание как функции мозга. – М.: Наука, 1985

 

→ ОГЛАВЛЕНИЕ